Буквально вчера СМИ облетела новость о том, что в следующем году правительство может отметить действующий лимит в 600 тысяч рублей по уже работающей программе льготного кредитования. Всеобщий интерес ясен: а что, если и правда правительство просубсидирует покупку новенькой BMW, Volkswagen, а то и Hummer? Однако российская власть известна своей щедростью — на словах. До дела же частенько не доходит. Попробуем разобраться.
Впервые о программе льготного кредитования на покупку автомобиля премьер-министр Владимир Путин обмолвился в декабре 2008-го. Легко прочитывалось, что с ее помощью государство планировало бросить своего рода спасательный круг тонущему АвтоВАЗу. Сегодня все хорошо помнят ее условия: государство субсидирует процентную ставку по автокредиту в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ, но только на автомобили отечественного производства (про АвтоВАЗ – ни слова!) и только стоимостью до 350 тыс. рублей. Первый взнос — 30% от стоимости авто, а максимальный срок кредитной программы – до 31 декабря 2011 года. Правом выдавать льготные кредиты были наделены Сбербанк, ВТБ-24 и Россельхозбанк.
Уже в апреле 2009 года механизм заработал, но как-то вяло. Действительно, до 80% проданных по данной программе машин составляла продукция АвтоВАЗа. Следом шел московский Logan, затем — УАЗ Hunter. Впрочем, ничего другого на эти деньги купить и не получилось бы. Даже самые «голые» версии Ford Focus, Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia и KIA Spectra с дохлыми двигателями были доступны лишь в теории – на деле дилеры пустые машины обычно не заказывают. Да что там – даже Приора универсал стоит дороже! К тому же подорожание, инфляция… В итоге правительство решило, что выделенных изначально 2 млрд. рублей слишком много – и сократило бюджет проекта ровно на миллиард.
Но то ли из здравого смысла, который не позволяет бросать полезные начинания на полпути, то ли под воздействием лобби иностранных производителей, уже летом правительство решило поднять ценовую планку до 600 000 рублей. 15 июля министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко специальным приказом расширил льготный список. В программу были включены Chevrolet NIVA, Kia Spectra, Skoda Octavia, UAZ Patriot, Volga Siber, Hyundai Sonata, Chevrolet Cruze. Ford Focus и Skoda Fabia, формально входившие в первоначальный список, стали доступными в нормальных комплектациях.
Одновременно с этими популярными легковыми моделями в льготный перечень попал и коммерческий транспорт полной массой не более 3,5 тонны. Это и семейства «Газель», «Соболь», и ТагАЗ LC100, Fiat Ducato, Fiat Doblo, ИЖ-2717, а так же ВАЗ-2329 и коммерческие автомобили производства УАЗ.
Были пересмотрены и условия предоставления кредитов. Так, первоначальный взнос при покупке пропорционально снизился до 15%, а срок кредита увеличился до 3 лет, независимо от даты его выдачи. Появились новые банки, работающие по госпрограмме.
Однако, несмотря на все эти меры, компании, имеющие в России сборочные производства, не были вполне удовлетворены. Оно и понятно: многие из выпускаемых в России моделей по-прежнему не попадают в государственную программу. Среди них:
- внедорожники SsnagYong Rexton и Kyron, Opel Antara, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe и Chevrolet Captiva, Nissan X-Trail, Volkswagen Touareg, кроссовер Tiguan, BMW X3, X5, X6, Hummer H2, H3;
- легковые автомобили Volkswagen Passat, Jetta, Golf, Polo, Skoda Fabia и Octavia в более дорогих комплектациях
- модели бизнес-класса Nissan Teana и Volkswagen Phaeton, BMW 3-й и 5-й серий, Cadillac CTS, STS.
Справедливости ради надо отметить, что идея отмены ценового ограничения принадлежит не правительсву, а иностранным автопроизводителям, озвучившим ее на встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым 5 октября. Иностранцы основательно подготовились к встрече и привели убедительную статистику. И правда, стоило государству внести несколько корректив, как интерес к госпрограмме существенно возрос. По данным Минпромторга, если 13 августа был выдан 25401 льготный автокредит, то к 16 октября их количество выросло уже до 43263. При этом доля Lada сократилась с 95% до 85%.
В то же время некоторые российские аналитики поспешили высказаться весьма однозначно: расширение списка машин льготного кредитования – «мера неоправданная». Да, правительство может стимулировать спрос в массовом сегменте, но зачем льготы тем, кто покупает машину за миллион? Ведь если субсидировать все модели иностранных производителей, которые производят на территории РФ, выиграет кто угодно: государство, потребитель, иностранные компании, имеющие в России сборочные заводы, — но только не российские автопроизводители…
Список автомобилей, доступных сегодня по программе льготного кредитования, нельзя назвать впечатляющим. Россияне всегда питали особую страсть к автомобилям гольф-класса и внедорожникам. Однако таких автомобилей здесь всего 4: Skoda Octavia, Hyundai Sonata, Ford Focus и Chevrolet Cruze. Внедорожников вроде Nissan X-Trail и VW Tiguan тут нет. Нет и самого Гольфа.
Угодить всем и сразу невозможно. Но очевидно, что правительство имеет сегодня как минимум 4 возможных сценария:
- Отменить ценовое ограничение. В этом случае довольными останутся иностранные производители, а также средний класс. Однако такой сценарий попахивает откровенным лобби зарубежных компаний и увеличивает социальную напряженность и разобщенность в обществе, а главное – играет против отечественных производителей.
- Увеличить потолок льготного автокредита до 1 млн. рублей. Политкорректный вариант: и волки сыты, и овцы целы. По-настоящему роскошных автомобилей в списке не появится и в то же время часть среднего класса останется довольна.
- Распространить льготные программу без ограничения стоимости авто только на те модели, что собираются в России по полному циклу***. Этот вариант кажется самым разумным: он простимулирует увеличение локализации производства, а значит, и создание новых рабочих мест. Выгодно это и иностранным производителям – позволит снизить стоимость производства и, следовательно, самого автомобиля.
- Оставить все без изменений. Это самый нейтральный вариант, но не устраивает иностранных производителей и часть лояльно настроенного среднего класса.
Кстати сказать, независимо от увеличения величины автокредита правительство может увеличить срок кредитования до 5 лет. Разумный шаг, который позволит привлечь новых покупателей.
Кроме того, не стоит забывать и еще один важный момент — с 10 августа текущего года ставка рефинансирования равняется 10,75%. Таким образом, приобретая автомобиль в кредит по государственной программе, покупатель может рассчитывать на снижение процентной ставки банка по автокредиту на 7,16 %. Напомним, что на момент начала работы (апрель 2009 года) данной программы ставка ЦБ равнялась 13%. Если тенденция к сокращению ставки рефинансирования ЦБ сохранится, компенсируемая государством часть процентной ставки по кредиту может понизиться.
И наконец, последнее наблюдение. Изначально программа государственного кредитования должна была стимулировать спрос на продукцию АвтоВАЗа. Однако качественного роста не произошло, и тогда правительство переключилось на работу с иностранными автоконцернами, предпочитая вколоть Волжскомузаводу очередную дозу госкредита. Доводить до ума программу поддержки АвтоВАЗа самими покупателями никто не стал. А ведь достаточно было реально расширить список банков (упростив формальные требования к ним), упростить процедуру получения льготного кредита, продлить программу до 5 лет – и новые ВАЗы засверкали бы на дорогах всеми цветами тольяттинских красок.
А может, государство и в самом деле поставило на Волжском автозаводе крест?
Помимо государственного субсидирования автокредитов многие производители сегодня предлагают и свои собственные программы. Скажем, Lada Finance или совместная программа Ford и Сбербанка РФ для модели Ford Focus. В итоге переплата по кредиту при комбинации с госкредитом может быть сведена к минимуму. Более того, сами автопроизводители субсидируют покупку своих автомобилей по аналогии с госпрограммой. Яркий пример тому – Nissan Finance.
Типы сборки
Технологию сборки автомобилей разделяют на две основные категории — SKD и CKD. Здесь литеры KD означают Knocked Down, то есть «разобранный», а первая буква характеризует степень «разборки» машинокомплекта.
CKD (Complete Knocked Down) — полный цикл сборки. «На месте» производится не только сборка деталей, но и сварка кузовов с последующей покраской. Это самая сложная технология, по сути полноценное производство со сваркой и окраской кузовов, которое сейчас существует на АвтоВАЗе, ГАЗе, УАЗе, ТагАЗе, ЗМА и на заводах Ford, Toyota и Автофрамос. По полному циклу будут собираться Octavia FL и VW Tiguan.
SKD (Semi Knocked Down) – более простое производство, которое часто называют «отверточным» или крупноузловым, в зависимости от сложности сборки. Это сборка «частично разобранных» автомобилей.
Различают 4 вида SKD по сложности:
Самая простая технология SKD 0, которую иногда еще называют DKD (Disassembled Knock Down): с уже готового автомобиля снимают двигатель, коробку передач, подвеску и некоторые более мелкие узлы (зеркала, фары, бамперы и т.д.), чтобы провести через таможню в качестве машинокомплекта. По такой технологии работают, например, завод Volkswagen в Калуге, предприятие АМУР в Новоуральске и бывший завод электроизоляторов в Гжели, где собирают внедорожники Great Wall.
Технологии SKD 1, 2 и 3 предусматривают увеличение числа операций на сборочном производстве, а наиболее «продвинутый» уровень — это мелкоузловая сборка SKD 4, которую также именуют MKD (Medium Knocked Down). В этом случае на завод приходят «голые» окрашенные кузова и полный набор комплектующих. Конечно, сборка автомобилей из таких комплектов занимает гораздо больше времени и ресурсов, чем крупноузловая, но в итоге стоимость машины должна оказаться ниже, а степень локализации производства — соответственно, выше. Примеры такого подхода к сборке автомобилей — площадка BMW на калининградском «Автоторе» и украинский завод «Еврокар».