Москвич-412: друг простых советских граждан

Autopeople представляет: Москвич-412 друг простых советских граждан и другие материалы недели

Мода на ретро-автомобили медленно приходит и в Россию. На платформе Youtube, да и на улицах больших городов, можно увидеть прекрасно отреставрированные «Волги» и «Жигули». Но один автомобиль незаслуженно подзабыт любителями советского автопрома. Автомобиль, который по сравнению цена/эксплуатационные характеристики является лучшим в истории советским легковым автомобилем – Москвич 412. Именно о легендарном «Москвиче» мы сегодня и поговорим.

История 412-го Москвича

Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических странах стал Москвич-408. И это не авторское заявление, а статистика. В 1968 году из 97 666 произведенных на АЗЛК 408-ых экспортировано было 53 392 автомобиля, то есть половину автомобилей забирали более требовательные заграничные клиенты. Однако, к концу 60-х годов Уфимское мотостроительное предприятие освоило новый двигатель УЗАМ объемом 1.5 литра и АЗЛК начал производство 412-го в 1967 году, за три года до вазовских «копеек». 412-ый создал небольшую революцию в отечественном автопроме, если ранее советские малолитражные автомобили не могли похвастаться особенной динамикой. То новый Москвич показывал лучшую тяговооружённость: 13 килограмм на лошадиную силу, а перспективная 24-ая Волга 15.5 кг/л.с.

Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических стран стал Москвич-408
Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических стран стал Москвич-408

Производство моделей стартовало с переходных версий, то есть на 412-ом можно было встретить кузовные детали 408-го. АЗЛК проповедовал такое переходное производство, именно таким способом Московское Автомобильное Предприятие менее чем за 15 лет смогло пройти путь от копии довоенного Opel Cadett до вполне современного 408-го седана собственной разработки.

Внешний вид

Экстерьер 412 выглядит очень сбалансировано. По сути с поправкой на аэродинамику дизайн опередил свое время на десятилетия. Из деталей несколько инородными кажутся квадратные фары, зато треугольные задние фонари сзади наоборот можно назвать визитной карточкой машины. У автомобиля хорошая обзорность из-за тонких передних стоек.

Из деталей несколько инородными кажутся квадратные фары, зато треугольные задние фонари сзади наоборот можно назвать визитной карточкой автомобиля
Из деталей несколько инородными кажутся квадратные фары, зато треугольные задние фонари сзади наоборот можно назвать визитной карточкой автомобиля

Интерьер

Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя. Ноги и руки согнуты под правильным углом. А до рычага коробки передач не нужно тянуться. Сзади достаточно места несмотря на то, что автомобиль узкий. Но задний диван чрезмерно мягкий, в нем просто утопаешь, продавливая пружины до каркаса. Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм. Но задняя рессорная подвеска позволяла туда грузить намного больше. Часто на дорогах можно было увидеть 412-ый в позе «боевого таракана» от перегруза на заднюю ось, который тем не менее ехал не выбиваясь из потока.

Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя.
Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя

Под капотом 412-го

УЗАМ-412 — двигатель, который стал визитной карточкой Москвича и вместе с тем легендой. Включал в себя множество оригинальных решений для того времени, наклонный блок цилиндров, верхневальная архитектура. Мотор выдавал серьезные для конца 60-х 75 лошадиных сил и при этом был очень неприхотливый в обслуживании. Ресурс мотора составлял 150 тысяч километров, современный ресурс двигателя Kia Rio для примера составляет 200 тысяч. При этом не стоит рисовать идеальную картину, мотор был «верховой» и для его эксплуатации требовался навык.

Но на фоне отличного мотора отставала устаревшая четырехступенчатая коробка передач. Сама коробка показала себя ненадежной на фоне остальных агрегатов, впрочем, использование улучшенных трансмиссионных масел от «Жигули» продлевало ей жизнь.

УЗАМ - 412
УЗАМ — 412

Другой проблемой был бензонасос, который в жаркое время года был склонен к перегреванию и автомобиль глох, его также меняли на «вазовский».  

Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм
Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм

Подвеска может быть была не самой комфортной или управляемой, но она полностью оправдывала себя со своими прямыми задачами, плохие дороги и большие нагрузки. Подвеска Москвича, это из разряда Нокиа 3300, что-то трудно ломаемое. А даже если поломалось, то руководствуясь книжкой, которую выдавали при продаже менялось без сервисов.

Заключение

Москвич 412 производился в 1967-1976 годы в Москве. А в Ижевске его собирали до 1998 года. Кстати, ижевская сборка считалась более качественной. Многие машины можно увидеть в каждодневной эксплуатации до сих пор, они намного пережили свой завод, от которого теперь уже даже не осталось и стен.

спортивный Москвич 412
спортивный Москвич 412

Впрочем Москвич, можно назвать по-настоящему отечественным автомобилем, который был призван решать задачи связанные со спецификой нашей страны и создавался без оглядки на Запад.

Поделитесь с друзьями
Комментарии

  1. Алан

    Двигатель нашего завода а раньше название УМПО —г.УФА ,так вот двигатель взят от авто БМВ и к разработке СССР отношения не имеет.Просьба неучей не писать про наш Уфимский двигатель.Комментарий Инженер стаж больше 40 лет.

    Ответить
    1. Василий

      А ничего, что двигатель разработан в Москве? Ничего, что УЗАМ стал УМПО только в 90ые. Ничего, что ни одна деталь от мотора БМВ м-10 не подходит на УЗАМ?

    2. Вася

      А иди ка ты лечится!

    3. Аноним

      Умно

    4. Юрий Павлович

      На одной из картинок Москвич 408. Двигатель внешне БМВ, только не очень хорошо получился.по сравнению с БМВ.

  2. кОЛЯмБА

    Ага, «без олядки на запад»!!! Мотор, расхваливаемый статьей, — цельнотянутые 1,5л блок и головка от BMW, импортозамещение по-советски. Именно поэтому на АЗЛК (точнее в Уфе) появились и верхний распредвал, и современная система смазки. Только вот BMW свое детище регулярно модернизировала до начала 2000х, пока не создало новый двигатель без дроссельной заслонки. А наши конструкторы и автопром, как обычно, все просрали — качество изготовления и конструкции двигателя вполне соответствовали уровню охаенной в статейке коробки передач москвича.
    Машина Москвич-412 — нормальная для 60х, устаревшая для 70х, и полное уЁ — в 80!
    Любят псевдопатриоты сейчас гордиться советским не весть чем. А я натурально помню это ведро с болтами, на котором в ДЮАШ в 1989-91 учился вождению. Помню дефицит и распределение «по открыткам» автомобилей в СССР, и конские цены на них на уровне обычной зарплаты советских труженников. В переводе на современные цены и покупательную способность совка этот москвич стоил примерно как Камри сейчас. А в инете постоянно лечать про «гордость совеского автопрома»! Не было ее в 1980-е, …

    Ответить
    1. Василий

      Попробуйте поставить маслонасос от двигателя БМВ на Узам. Посмотрю на это…

    2. Гридень

      Знаешь почему в СССР были дорогие автомобили, телевизоры и так далее? Потому что в них были заложены низкие цены на продукты, ЖКХ, проезд… То есть на всё что нужно человеку каждый день.

    3. жучка

      Легковые автомобили были дорогие потому что это роскошь! Трактор ДТ-75 имел расчетную стоимость для организаций 5 тыс. рублей. А это 8 тон стали и чугуна! ЗИЛ ММЗ 555 имел расчетную стоимость для организаций 2,5 тыс. рублей! Разве это дорого?

  3. Владимир

    Насчет посадки водителя.Не помню,под каким углом у меня были руки-ноги,но помню,что после поездки в 250км долго не мог спину спину разогнуть.Кресла полный отстой по типу «испанского сапога» .Километровый ход рычага КПП,открытая всей грязи вечно ржавеющая кулиса-(censored). Подвеска-г****. Каждый год приходилось менять вкладыши шарниров рулевых тяг,благо сами шарниры разборные.Передние дисковые тормоза-это что-то.По 4 вечно текущих цилиндра на каждый суппорт!!! Причем цилиндры разного диаметра.Это в каком же воспаленном мозгу родилась такая конструкция! Выхлопная больше 2 лет не ходила,рессоры вечно брякали. Все,надоело вспоминать.Все это покупалось от безысходности,даже такое д***** было невозможно купить.

    Ответить
    1. ии

      Сравни с ВАЗ. И ты поймешь, что посадка на ИЖах была несравненно комфортнее. Двигатель, при надлежащей сборке, ходил дольше ВАЗовского (кстати, кто его там РЕАЛЬНО разрабатыавал?). Подвеска прочнее. И при должной настойке лучше ВАЗовской.
      Я сам ездил на ИЖе, и после переборки и настройки, НИ ОДНА ЖИГУЛЯ (классика, конечно), МЕНЯ ОБОГНАТЬ НЕ МОГЛА,

    2. Павел

      А они знали, что участвуют с соревновании?

  4. александр

    очень нравится (последней модификации- 412-028..с 82 года..)с обновлённым (современным) передом ..подголовниками (передних) сидений ..отсутствие форточек (передних) дверей-(хотя первые годы выпуска -форточки ещё были-как у предшествующих «классических» моделей))..»жигулёвские » ручки дверей. тож самое как и у ИЖ-(комби) 2125.-(последней модификации)

    Ответить
  5. Владимир

    Привет всем. Про Москвич 412 — написали много, но у меня такое впечатление, что больше 10 лет я ездил на каких то других автомобилях, а не на тех, о которых пишут авторы. Теперь более детально — для «инженера со стажем более 40 лет» — изучайте матчасть — для головки цилиндров прототипом послужил Опель, а не БМВ, а вот блок цилиндров сделали по мотивам БМВ, но у БМВ блок был цельным чугунным, а на Москвиче — алюминиевым с «мокрыми» гильзами… Ну а автору с воспоминаниями из ДЮСТШ 80-х годов скажу, что не надо путать социальные проблемы в стране и дефицит запчастей с реальным качеством выпускаемых автомобилей. И про «конские» цены — у Вас плохо с математикой… мне сейчас далеко за 60 и я такого что то не помню… по Вашей логике сейчас машины стоят очень дешево… и да — и в 80-х Москвич буы еще вполне себе хорош… Ну и для автора с хроническим спинделезом после поездок на Москвиче… Одно время довелось работать в транспортном цехе АЗЛК — ездил по командировкам, за год по 130000 км. наматывал… но даже после поездки в Луцк (Западная Украина — почти 1400 от Москвы) я что то чувствовал себя нормально, да и коллеги мои тоже… Ну и если Вы умудрялись за год так развалить Москвич, то скажу Вам — за 12 лет работы на АЗЛК и при бесконечных поездках по командировкам по всей стране и общем пробеге на разных машинах более 1000000 км. НИ РАЗУ не было НИ ОДНОЙ поломки на дороге!!! Тем более — с тормозами… Болячки были, но лечились быстро… Привод кулисы КПП (лечился быстро и элементарно), подшипники передних ступиц, распределитель зажигания после пробега в 50000 км., отопитель салона… Но с бензонасосом проблем не было ни разу и ни у кого из наших водителей, как и с КПП — в ней надо было за уровнем масла следить, а то можно было оторвать хвостовик КПП… Да и собственный опыт спортивно-раллийной эксплуатации Москвичей подтверждал их надежность и неприхотливость…

    Ответить
    1. тт

      Поддержу!

    2. Вася

      Как прототипом мог стать блок цилиндров иной конструкции? У БМВ блок цельный, а у москвича со съемными гильзами?

    3. Владимир, прошу прощения -тёзки

      Москвичь 412, очень хорошая машина, главное ДВС. Но 408 — прототип Оппель, М-412 -ВМW. Мы превзошли прототипы, по надёжности, себестоимости, в своё время поменял М412 ИЭ на АЗЛК 2140 не жалел, отличная машина, не потаму, что каждый кулик своё болото хвалит. Пересел на Волгу, семья требует обьёма. НО ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, БЫЛ УБИТ ЛУДШИЙ ДВС, скорее всего в угоду АВТОВАЗА после смерти Устинова, 2715 начали ставить кабины от ваз 2105, моторы от 2106, поглотив ИЖМАШ АВТОВАЗ превратил его в свалку своих неликвидов, атоваз это раковая опухоль

    4. жучка

      автоваз, это медный таз, которым накрыли экономику СССР!

  6. Алексей

    Ресурс 150тыс.. ребят без капиталки москвич 1973 года прошёл в наших с отцом руках 900тыс и до сих пор жив в какой то деревне , классный аппарат , хорошие воспоминания , а коробка гамно))

    Ответить
  7. Геннадий

    Москвич 412 хороший авто, но пока не проедешь на жигулях. Всему своё время, в 90х был W Б3 отъездил 12 лет думал предел совершенства, сейчас АУДИ-6 мысли приходят в голову другие, на какой РУХЛЯТИ приходилось ездить раньше. Сейчас новые авто брать брать нужно с большим кошельком всё работает на ОТЪЁМ ДЕНЕГ у населения. А на москвиче с новья 1976 по 80г отъездили только расходники меняли. Москвич был отцовский после появилась ВАЗ 21011 и она была 11 лет, я и сейчас помню эти авто, ЭТО БЫЛА МОЛОДОСТЬ.

    Ответить
  8. андрей

    владимира поддерживаю полностью. В 1974 получен м412 азлк — машина попалась -бомба! 160 выдавал как бешеный. Правда на скоростях за 120 управлять было мягко говоря некомфортно. Единственный достойный противник был Ваз 2103, дорогу он держал лучше.

    Ответить
  9. Николай

    Вот насчёт вечно текущих 4 цилиндров в переднем суппорте дискового тормоза — это неправда. Проблема была другая, под пыльники попадала вода и поршни корродировали, и начинали подклинивать. Но это начиналось на 12-15 году эксплуатации. А вот конструкция дисковых тормозов — лицензионная, куплена у английской фирмы «Гирлинг». Так что вот кто придумал такое.

    Ответить
  10. сергей

    Внесу свои пять копеек, владел автомобилем «Москвич-412ИЭ» с 1981 года ,интенсивно ездил на нем до самого начала 2000-х, наездил где-то на нем около 300 тыс.км, параллельно были и ВАЗ-2101,ВАЗ-21053 и ВАЗ-21099, поэтому было с чем сравнить от советского автопрома, первое ,на мой взгляд основное отличие, 412-ый нуждался в постоянном техническом обслуживании ,то там подтекает или сопливится ,то здесь» , в Жигулях можно было под нее не заглядывать более длительный период, Москвичи более долговечнее ,прочнее, у меня движок проходил все 300 тыс.км, менял только резиновые колечки с толкателей клапанов, и на этом все, внутри маслянного фильтра было сухо до 200 тыс.км, по подвеске менял только задние амортизаторы и коренные листы обеих рессор, да болезнь была-резиновые втулки амортизаторов задних, карбюратор раз год отдавал на чистку, с трамблером,с топливным насосом проблем не знал, как с нова промазал крылья и днище свинцовым суриком, там и отдал машину без следов сквозной коррозии, хотя все 90-е года ездил и зимой и летом, правда стояла так называемая «катодная защита» питерское изобретение в 90-х была весьма популярна,правда корродировать «Жигулям» она не мешала, Двигатель 412-го это песня -долговечный ,достаточно оборотистый, ВАЗы первой модели даже не приближались ни по разгону или скорости даже близко,155 км/ч ходил мотор, внутрисалонную печку надо было усовершенствовать, до теплого салона жигулей было далеко.

    Ответить
    1. Аноним

      Сергей, многие не знали где у Москвича находятся (САЛЬНИКИ КЛАПАНОВ), маленькие резиновые колечьки, самое смешное, даже окончательно задубев, они не пропускали масло в камеру сгорания, 412 коротходный мотор, в отличии от ВАЗА, короткий ход поршя для создания тяги, на москвиче или волге достаточно отпустить сцепление -=и поедут, надавишь на педаль акселератора- они либо понесутся, либо рванут по грязи. ВАЗ просто заглохнет

  11. Валерий

    пишет про москвич а на всех фотках ИЖ

    Ответить
    1. жучка

      иж что не москвич?

  12. Олег

    Мой первый автомобиль) Продавец как обычно не сказал всей правды и «потерялся». Недолго я на нём поездил.Продал после того, как он год у меня простоял. Сейчас бы 412й в том состоянии, поменял бы я тот маховик и остальное подшаманил… а тогда вообще был «чайник») Как ни странно, для неспешной езды он нравился мне больше, чем «копейка». Сиденья просто сказка среди отечественного автопрома тех лет. Молодой был, балбес, комплексовал, что посмеивались над ним, он ещё голубого цвета был. Хорошая машина для своих лет. Да и сейчас бы не отказался, если в она в живом состоянии.

    Ответить
  13. Николай Сураев

    Что скзать? Мое первое знакомство с «Москвичом-412» состоялось в далеком 1979 году. Это была машина, на которой я проходил обучение практическому вождению в автошколе Нижнего Новгорода. Для себя усвоил одно — Москвич боится проезда глубоких луж воды, вентилятор радиатора немедленно забрасывает воду на прерыватель-распределитель зажигания, и вы останавливаетесь посреди глубокой лужи. Один раз пережил такое, мой инструктор по вождению покрыл меня страшным матом и полез в резиновых сапогах сушить трамблер. На «Жигулях» подобное было невозможно, летал по самым глубоким лужам, разбрызгивая воду фонтанами, но всегда все было ОК.

    Ответить
    1. Юрий

      Для трамблёра мотора УЗАМ существовало решение необычное, но практичное: надеть на него резиновую перчатку, выведя все 5 проводов через отверстия в пальцах.
      Более сложное, но и более долговечное решение предложил кто-то из читателей журнала «За рулём» в конце 1990-х: вообще удалить прерыватель и распределитель, на их место поставить датчики Холла от «Лады Самары» (под 90 градусов друг к другу), на место кулачка — Т-образный замыкатель, вместо катушки Б-115 — две двухискровых и два коммутатора, тоже «самарские». Результат — лучший запуск, трамблёр воды не боится от слова вообще, высоковольтное распределение заменено более простым и надёжным низковольтным.

  14. Петя

    Как? «Лада Ижевск» существует до сих пор.

    Ответить
  15. Николай

    Автор, 300 кг в багажник «Москвича» — это жесть!!!
    Увезти-то он увезёт, но на первой же колдобине груз этот потеряется вместе с самим багажником))
    Вы, очевидно, когда собирали инфу для статьи, попутали седан с «пирожком», у которого «паспортная» грузоподъёмность 350 кг (фургон) или 400 кг (пикап)
    А в контексте Вашей статьи подобное заявление выглядит абсолютной чушью, простите уж за прямоту.

    Ответить
  16. Юрий

    Мотор 412 и в самом деле разрабатывали «с оглядкой» на BMW-1500 образца 1962 года, но за пятилетку переработали его так, что от прототипа осталась только наклонная компоновка. Блок и голова — алюминиевые, блок с «мокрыми» гильзами. Кстати, такое решение делало мотор почти вечным, да и в ремонте удобным: гильза и поршень легко менялись «кучей», опытному слесарю на это требовалось три часа с перекурами. Более того: зачастую пара «гильза-поршень» могла быть другого ремонтного размера — но прекрасно срабатывалась с тремя другими. А теперь представьте замену поршня на «Жигулях»: без снятия блока и расточки не обойтись.
    Изначально двигатель имел цилиндры диаметром 82 мм, ход поршня составлял 75 мм. В 1990-е уфимцы предложили новые варианты: три хода поршня (75, 78 и 80 мм, если не ошибаюсь) и 5 диаметров цилиндров (82, 85, 88, 90 и 92 мм), что позволяло компоновать моторы объёмом до 2,1 литра и мощностью до 100 «кобыл». И заметьте: всё на одном блоке, вот какой резерв модернизации был заложен ещё при раннем Брежневе! Насколько знаю, был готов и вариант с распределенным впрыском — вот только до конвейера он добраться не успел, дурное руководство похерило АЗЛК и моторы стали никому не нужны.
    А ведь ещё в 1970-е были сделаны моторы с механическим (не электронным) впрыском, водители ездили — и довольны были, как слоны после душа.
    В 1968 для «Москвичей» была разработана двухвальная головка цилиндров — именно с таким наши автомобили «лупили» именитых соперников на ралли Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Жалко, в производство не пошла.
    Да и сейчас такой мотор, запусти его в производство, даст фору многим современным

    Ответить
Добавить комментарий

Adblock
detector