Компактные бюджетные электрокары становятся важным сегментом как для городских жителей, так и для сервисов каршеринга и лизинга. Однако подход к разработке и восприятию этих машин в Европе и Китае существенно различается. Мы рассмотрим это на примере новинок 2024 года – Mobilize Duo/ Bento от Renault и Panda Karting/ Knight от Geely.
Европейский подход: Mobilize Duo и Bento от Renault
Renault, прекратив в 2023 году производство своего культового электромобиля Twizy, представила на замену модели Duo и Bento под брендом Mobilize. Эти транспортные средства созданы в первую очередь для каршеринга и подписных сервисов, но также доступны для частных покупателей. Важный аспект европейского подхода – это внимание к экологичности, безопасности и комфорту в условиях плотной городской застройки.
Базовый Mobilize Duo – это двухместный электромобиль с тандемной посадкой, который по своим размерам и концепции напоминает Twizy, но с рядом важных улучшений. Увеличенные габариты (2430 мм в длину и 1300 мм в ширину) делают машину более устойчивой на дороге и комфортной для водителя и пассажира.
Примечательно, что кузов с пластиковыми навесными панелями на 40% состоит из вторичных материалов, а до 95% деталей можно переработать после окончания срока службы. Это важный шаг в сторону устойчивого производства, что особенно актуально для европейского рынка.
Главные недостатки чрезмерно примитивного Twizy были исправлены: у Duo появились полноценные двери со стеклами, электрообогрев лобового стекла и система бесключевого доступа. Водитель теперь в базе получает подушку безопасности, а интерьер стал более продуманным: передняя панель выполнена в стиле «ретро», на ней разместились приборный дисплей и крепление для смартфона.
Микрокар Mobilize Duo доступен в двух версиях. Модель Duo 45 Neo оснащена двигателем мощностью 8 л.с. и развивает скорость до 45 км/ч. Это транспортное средство классифицируется как тяжелый квадрицикл, что позволяет управлять им подросткам с 14 лет. Более мощная версия Duo 80 имеет 10-сильный мотор и максимальную скорость 80 км/ч, что делает её полноценным городским электромобилем. Обе – оснащены батареей емкостью 10,3 кВт*ч, что обеспечивает запас хода по паспорту до 160 км.
Mobilize Bento – это коммерческая версия, предназначенная для небольших перевозок в городской черте. Вместо пассажирского сиденья в фургоне размещен грузовой отсек объемом 649 литров. Bento рассчитан на использование в доставке, каршеринге или других формах бизнеса, где важны компактные размеры и экологичность. Как и Duo, Bento оснащен 10-сильным мотором, но его запас хода несколько меньше – 149 км.
Во Франции Mobilize Duo 45 Neo стоит 9090 евро, а Duo 80 – 10700 евро. В переводе по курсу – от 965 000 и 1 136 000 рублей соответственно. За подогрев сидений, кондиционер и другие опции придется доплачивать.
Китайский подход: Geely Panda Karting и Knight
Если европейские микрокары отличаются экстравагантным внешним видом и экологичностью, то китайские аналоги больше сосредоточены на доступности, технологичности и практичности. Geely представила в 2024 году обновленные модели Panda, которые ориентированы на молодую аудиторию и семейных пользователей.
Внешность автомобиля подчёркивает его ориентированность на молодёжную аудиторию: квадратный компактный кузов с декоративными элементами и круглыми фарами придаёт машине игривый и дружелюбный облик. Визуальная простота скрывает за собой вполне продуманные технические решения и практичные характеристики, которые делают этот электромобиль не просто «игрушкой», а полноценным городским транспортным средством.
Добавлены декоративные вставки на панели, появился новый держатель для крепления телефона и крючок для мелких предметов, что делает салон более практичным. В плане оснащения электромобиль получил модернизированное рулевое колесо, 9,2-дюймовую цифровую панель и 8-дюймовый экран мультимедийной системы, что подчеркивает его технологичность.
Panda Karting оснащен литий-железо-фосфатным аккумулятором ёмкостью 17,03 кВт·ч, что позволяет преодолевать до 210 км на одной зарядке – это значительно больше, чем у европейских конкурентов в данном классе. Важной особенностью является наличие быстрой зарядки постоянным током мощностью до 22 кВт, что позволяет пополнять энергетический запас батареи с 30% до 80% всего за 30 минут.
Geely Panda Karting оснащён двумя подушками безопасности (для водителя и пассажира), что является улучшением по сравнению с предыдущими моделями и некоторыми конкурентами в сегменте. Также в конструкции автомобиля используется усиленный каркас и балки для защиты при боковых ударах, что подчёркивает внимание к безопасности, несмотря на компактные размеры автомобиля.
Этот вариант исполнения предлагает чуть больший набор опций и улучшенные характеристики. Главными изменениями стали «внедорожные» аксессуары.
Модель оснащена ЖК-панелью приборов и центральным тачскрином для управления мультимедийными системами и навигацией. Как и в Panda Karting, здесь также предусмотрены две подушки безопасности.
Обе модели Geely оснащаются электромотором на 41 л.с./110Н*м. Они разгоняются до 100 км/ч и вполне подходят для ежедневных городских поездок. Минимальный дорожный просвет – 175 мм. Объем багажника – от 69 до 800 литров.
Цены Geely Panda Karting и Knight – 45 900 и 53 900 юаней, что в переводе составляет около 628 000 и 736 900 рублей. Эти версии в базе оснащаются светодиодными фарами вместо галогеновых, функциями бесключевого доступа и дистанционного управления, кондиционером, другими опциями.
Отметим отдельно наличие в линейке Geely Panda более доступного варианта исполнения с галогеновыми фарами и одной подушкой безопасности, без камеры заднего вида и с другими упрощениями. Даже в этой комплектации предлагается кондиционер и тачскрин мультимедиа. Цена – 39 900 юаней или около 545 000 руб.
Сравнение разных подходов и выводы
Европейским производителям сложно выживать под натиском китайских конкурентов. Они компенсируют отсутствие хороших технических параметров необычными формами. Но за вычурностью внешнего вида скрываются примитивные решения, направленные на снижение себестоимости:
- черный безальтернативный пластик кузовных панелей;
- пленка вместо краски для украшения отдельных элементов конструкции;
- аккумуляторы с ограниченной емкостью;
- слабосильные электромоторы;
- отсутствие привычных для современного автомобиля опций.
Первый ряд сидений в Geely Panda
Даже производство этих «европейских» автомобилей перенесено в Африку для снижения затрат. Но даже с учетом всех перечисленных ухищрений цена получилась в 2 раза дороже по сравнению с китайскими микроавтомобилями.