Монстр-трак – так называют и сам автомобиль и всемирно известное шоу с многомиллионной армией поклонников, которое поражает своей зрелищностью и космическим оборотом средств. Предлагаем вам познакомиться поближе с этой интересной и вызывающей американской автокультурой.
Историческая справка
Родоначальником жанра стал простой строитель Боб Чандлер, родом из штата Миссури. Дело было в середине семидесятых, тогда Боб приобрел себе новый Ford F-250 и начал модифицировать его в сторону увеличения проходимости. После того, как он добавил к своему пикапу огромные колеса, его Форд начали называть «Bigfoot», что переводится как «снежный человек», а сам Боб привлек внимание общественности, что привело к зарождению субкультуры. Уже в 1979 году Чандлер со своим Bigfoot начал участвовать в различных шоу, а в следующем году сцена с гонками на монстр-карах было показана в популярном фильме, и количество последователей и фанатов культуры увеличилось в разы.
С каждым новым построенным траком, грузовики становились все больше и больше. Со временем машина с огромными колесами уже перестала приводить публику в восторг и нужно было придумывать как удивлять общественность дальше. Идея принадлежит тому же Бобу Чандлеру, который выяснил, что его грузовик может мастерски давить легковушки.
Технический момент
Издалека техника, участвующая в подобных шоу, очень походит на детские игрушки, благодаря неестественным пропорциям кузова и колес. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что это вовсе не детская забава. Кузов американского рамного внедорожника или маслкара в сочетании с колесами с человеческий рост и подвеской с фантастически большим ходом около 70 сантиметров приводит зрителей в восторг. Тут все поражает своими размерами: огромная высота машин, огромные покрышки, огромный объем двигателей, которые пожирают по 10 литров топлива в минуту. Они прыгают и переворачиваются словно неваляшки, но не стоит обманываться на счет их массы: весит такой агрегат не меньше 7 тонн.
Первые представители этого жанра были неповоротливыми, а обычная рессорная подвеска с ходом до 15 сантиметров приводила к регулярным травмам у водителей. Сейчас все иначе, создатели монстр-траков подходят к постройке новых большеколесных шедевров с большим мастерством и используют все технологические дары современного века. Изготовление профессионального супертрака начинается с конструирования пространственной хромомолибденовой рамы, на которую впоследствии устанавливаться все остальные узлы и агрегаты. Ее форма просчитывается на компьютере, что позволяет заранее оценить распределение нагрузок и максимально облегчить конструкцию, хотя одна только готовая рама будет весить под тонну.
Борьба с весом для монстр-траков не пустой звук, ведь одно только колесо может весить 500 килограмм. Облегчение шин заключается в обрезке протектора, так удается избавиться примерно от 150 килограмм веса с одного колеса. В итоге колеса будет весить 1,5 тонны, а теперь представьте, какой нужен мотор, чтобы все это вращать.
Двигатель для профессионального Monster Truck должен иметь архитектуру Big Block и отличаться объемом не менее 9,5 литров. Также обязательно наличие механического нагнетателя воздуха. Мощность такого зверского агрегата может достигать 1500 лошадиных сил, а питается он обычно метанолом.
Монстр-траки умеют приделывать невероятные трюки и двигаются не так, как обычные машины. Все благодаря полноуправляемому шасси — поворотом задних колес тут тоже можно управлять, для этого предусмотрен специальный тумблер близ селектора трансмиссии. Коробки передач чаще всего используются автоматические
Рекорды и трюки
Соревнования по монстр-траку могут представлять собой гонки на скорость по бездорожью, преодоление специально построенных препятствий, прыжки через препятствия. Зрелищность прохождения трассы имеет большее значение по сравнению со скоростью. Спустя полстолетия с момента зарождения монстр-траков огромное значение на подобных представлениях остается момент с переездом легковушек.
Также был создан так называемый BigFoot5, который стал самым большим монстр-траком в мире. Его высота составляет 4,6 метров, а диаметр колес достиг 3 метров. Весит такой зверь 17 тонн.
В 2010 году на соревнованиях монстр-траков впервые удалось совершить бэкфлип, то есть кувырок назад с постановкой на колеса. До этого подобные трюки тоже совершались, но грузовик обычно оставался лежать на крыше или на боку. А в 2017 году Ли О’Доннела на последних минутах своего выступления совершил уже привычный бэкфлип, а после него фронтфлип – кувырок вперед с постановкой на колеса.
В 2013 году был установлен еще один фантастический рекорд. Машина под названием «Bad Habit» смогла в буквальном смысле пролететь 72 метра, использовав земляную насыпь в качестве трамплина.