Наверное, каждый автомобилист хотя бы раз в жизни, глядя на заправке на цены на бензин и на газ, задумывался о переводе автомобиля на газомоторное топливо. Вокруг ГБО ходит большое количество мифов, а в обществе встречаются как фанатичные поклонники, так и ярые противники этого альтернативного вида топлива. В этом обзоре будем разбираться в плюсах и минусах газобаллонного оборудования.
Достоинства ГБО
Топливо, которое может использоваться с газобалонным оборудованием, бывает двух видов:
- пропан-бутан,
- метан.
Если бензин марки АИ-92 на сегодняшний день стоит примерно 45,5 рублей за литр, то пропан стоит 29 рублей, а метан – 19,7 рублей за литр. Разница, конечно, ощутимая. Но само газобаллонное оборудование стоит денег, причем ГБО на метан значительно дороже, чем для пропан-бутана. Например, четвертое поколение ГБО на пропан для стоит от 20 до 36 тысяч рублей в зависимости от производителя и срока гарантии. Метановое оборудование на такой же автомобиль стоит от 75 тысяч рублей, но сейчас в ряде субъектов России действует госпрограмма, в рамках которой государство может оплатить до 95% расходов, связанных с переводом автомобиля на метан. Так что перевод автомобиля на газомоторное топливо часто крайне выгодная процедура. Чтобы точно рассчитать окупаемость ГБО, можно использовать специальный калькулятор, которых сейчас много в свободном доступе.
Недостатки ГБО
Первый существенный недостаток ГБО связан с небольшим количеством газовых заправок в России. В некоторых местах их вообще нет, а во многих городах, включая крупные города-миллионники, они могут располагаться на большом расстоянии друг от друга, что может привести к ситуации, когда вам необходимо будет специально далеко ехать, чтобы заправиться. Владельцы бензиновых машин с такими трудностями не сталкиваются, бензиновые АЗС везде в изобилии.
Следующий недостаток связан с необходимостью на некоторых, но не на всех, ГБО прогревать автомобиль. В зимнее время года, если вы имеете целью доехать до работы и обратно на небольшое расстояние, этот фактор делает установку ГБО нерентабельным.
Еще один важный недостаток: при последующей перепродаже авто момент установки газобаллонного оборудования может отрицательно сказаться на его цене. Но это не касается коммерческого транспорта, у него установленное ГБО будет работать только в плюс к цене.
Следующий неприятный нюанс — если вы решите установить ГБО на новый автомобиль, то вы автоматически лишитесь гарантии производителя.
Наконец, еще один момент связан с необходимостью регистрировать ГБО в ГИБДД. В России это довольно сложно и налагает дополнительные финансовые расходы.
Мифы о газобалонном оборудовании
Один из популярнейших мифов о ГБО гласит о том, что газовый баллон может сдетонировать. На самом деле, производители ГБО разработали многоступенчатую систему защиты и предусмотрели все внештатные ситуации. Машины с ГБО попадают в происшествия каждый день наравне с бензиновыми авто и никакой повышенной взрывоопасности не наблюдается, поскольку баллон рассчитан на 16 атмосфер и в несколько раз прочнее бензобака, а значит в случае столкновения вероятность его деформации крайне невелика. На случай утечки из поврежденного трубопровода на баллоне предусмотрен предохранительный клапан, перекрывающий несанкционированный выход газа. На случай перегрева баллона предусмотрен клапан избыточного давления, который стравит нарастающее давления в атмосферу и предотвратит детонацию. Ну и на фантастический случай, если не сработают все специальные датчики и клапаны, в случае утечки точно сработает ваше обоняние, потому что в газ добавляют специальные отдушки.
И с этим связан еще один миф о газифицированных автомобилей, что для них характерен неприятный запах газа. На самом деле это абсолютно неверно, если в машине пахнет газом это веский повод посетить СТО, потому что в исправном авто никакого запаха быть не должно.
Следующий пункт, который важно обсудить, говоря о ГБО, это мнение многих автомобилистов о том, что газобаллонное оборудование негативно влияет на сам двигатель. Якобы газифицирование значительно сокращает ресурс мотора, приводит к прогоранию клапанов и т. д. И такой эффект действительно раньше часто наблюдался, но не на пустом месте. Такая ситуация возникала с машинами, на которых было установлено оборудование второго поколение с моновпрыском. Подача газа там регулировалась буквально одним винтиком и владелец авто мог сам настраивать смесь. При чем если в случае с бензиновым топливом при обогащении и обеднении смеси это сразу начинает чувствоваться по работе автомобиля, то при изменении газовой топливовоздушной смеси на небольшом диапазоне это совершенно не заметно для водителя. Многие тогда думали, что раз они поставили ГБО для экономии, то надо экономить по полной и обедняли смесь. И уже это приводило к необходимости серьезного ремонта двигателя. Однако, это не является недостатком ГБО и при правильной настройке можно прекрасно долго ездить даже на ГБО второго поколения, не говоря уже о более современных модификациях, где все регулирует электроника и ни о каком снижении ресурса двигателя речи не идет. Реальная угроза для вашего автомобиля может возникнуть, если вы решите сэкономить и установить некачественное ГБО в непроверенном сервисе, поэтому важно уделить время поиску крупной сети сервисов установки.
Скоро газ вообще станет не выгодным топливом. Сейчас в моём регионе он уже 32 рубля. Не стоит забывать о том, что расход газа в среднем на 1,5-2 литра больше чем бензина. Правительство окончательно решило задушить народ своими ценами на топливо. Скоро обратно на коней с повозками пересядем, да и тут наверное сделают налог на траву и всякие корма для животных.
Уже не актуально.