Прямое возмещение убытков по ОСАГО: теперь для всех желающих

С 1 марта 2009 года в России начала действовать система прямого возмещения убытков (ПВУ), которая предусматривает право потерпевшего автовладельца обратиться за возмещением в ту страховую компанию, с которой у него заключен договор по ОСАГО, а не в страховую виновника ДТП. Спустя восемь месяцев работы в новых условиях страховщики объявили о своей готовности полностью перейти на систему ПВУ с 1 ноября текущего года. В конце прошлой недели представители страхового сообщества и эксперты в области страхования собрались за круглым столом в Агентстве Бизнес Новостей, чтобы прокомментировать очередное нововведение на рынке ОСАГО.

Что изменилось после введения ПВУ?

Итак, с 1 ноября механизм действия закона несколько изменился – теперь все потерпевшие имеют право обращаться в свою компанию. Отныне абсолютно неважно, когда был заключен договор страхования автогражданской ответственности-  до или после 1 марта. В то же время у автомобилистов остался выбор куда обращаться за выплатой.

Переход на прямое возмещение убытков (ПВУ) - логичный и закономерный шаг развития рынка ОСАГО. За 8 месяцев действия закона страховые компании отработали механизм его применения. Об этом шла речь на круглом столе в Агентстве Бизнес Новостей.

Такой порядок страховщики считают правильным. Ведь возможна ситуация, когда "своя" компания разорилась, и тогда возмещение можно получить в прежнем порядке – в компании виновника ДТП, не обращаясь в Российский Союз автостраховщиков (РСА). Однако эксперты сошлись во мнении: постепенно рынок придет к безальтернативному ПВУ, когда у потерпевшего в аварии будет не право, а обязанность обратиться за выплатой только к своему страховщику ОСАГО.

Плюсы ПВУ

1. Страховые компании становятся качественнее

Как сообщил руководитель представительства Российского Союза автостраховщиков в СЗФО Петр Щербаков, в результате введения ПВУ споров между страховщиками стало значительно меньше. Но главное, теперь стало значительно меньше проблем у самих потерпевших, а значит и меньше недовольства. "Раньше автомобилисту было безразлично, в какой компании покупать полис ОСАГО: если он станет виновником ДТП, не ему с ней разбираться. Теперь же люди задумываются о выборе компании и пойдут к тому страховщику, которому доверяют, который удовлетворит их требования. В результате произойдет естественное самоочищение рынка", – подчеркнул г-н Щербаков.

Вторят ему и другие эксперты. "Вряд ли РСА с введением системы ПВУ ставило целью укрупнить рынок обязательного автострахования. Но меньшему числу операторов действительно легче договориться между собой", – уверен Сергей Краснов, старший преподаватель отделения Страховое право кафедры Гражданского права и процесса СПб института Управления и Права. Страховое сообщество должно консолидироваться в борьбе с мошенничеством, участвовать в статистике и решать существующие проблемы, которых, увы, все еще немало.

2. Оперативность

По словам первого заместителя генерального директора СГ "АСК" Юрия Берхмана, сейчас потерпевший может, представив все документы, решить проблему за одно посещение офиса компании, а потом, в положенный законом срок получить выплату. За прошедшие с момента введения ПВУ месяцы в СГ "АСК" урегулированы по новой системе сотни таких страховых событий. И серьезного недовольства с размером выплат у потерпевших не возникает.

Ограничения ПВУ

Правда, воспользоваться ПВУ по-прежнему можно только при двух условиях: если число участников ДТП не превышает двух и нет пострадавших – в противном случае за возмещением придется, как и раньше, обращаться в компанию виновника происшествия. Кроме того, страховая компания по-прежнему не сможет помочь в случае ухода с рынка страховщика виновника ДТП – за выплатой придется обращаться в РСА, где для таких ситуаций создан компенсационный фонд.

Сложности ПВУ

1. Сокращение сборов

С введением системы ПВУ и изменением экономической ситуации сборы страховщиков по ОСАГО сократились в среднем на 8%, в то время как объем выплат увеличился на 20%, сообщил Денис Горулев, доцент кафедры Страхования СПбГУЭФ (ФИНЭК). По мнению эксперта, с введением ПВУ возникла необходимость уделять больше внимания мониторингу финансового состояния страховых компаний. Страховщики оказались в более сложных условиях, и следует ответственно подходить к выбору финансово устойчивой компании.

2. Недоработка юридической базы

Больше всего вопросов вызывает недоработка многих юридических и экономических механизмов, таких как разрешение регрессных исков или возмещение вреда здоровью при ДТП. По мнению Сергея Краснова, преподавателя института Управления и Права, юридическую базу стоило подготовить заранее, и лишь затем внедрить систему, вместо того чтобы вносить поправки «на ходу». В результате же при всей правильности выбранного вектора развития ОСАГО к существовавшим проблемам страховых компаний добавились новые.

3. Страховщики могут недоплачивать

Александр Холодов, председатель Санкт-Петербургского Регионального Отделения межрегионального Общественного Движения "Комитет по Защите прав Автомобилистов", обращает внимание на то, что новвоведения могут ударить по кошельку автовладельцев. Так, раньше недобросовестная страховая компания могла необоснованно отказать в выплате, но не имела возможности «заработать» на страхователе. Теперь такая возможность есть, ведь по закону компания виновника ДТП всегда обязана возместить его страховщику стоимость ремонта, перечислив усредненную выплату в размере 30 тыс. рублей. А значит, есть опасность того, что неблагонадежные страховщики будут пытатьсясэкономить на выплатах своим клиентам.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзьями
Комментарии

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector