Stage (стейдж) прошивка и другие виды тюнинга двигателя

Stage (стейдж) прошивка и другие виды тюнинга двигателя

Спортивный интерес к вопросу повышения мощности ДВС автомобиля хоть однажды да появляется у каждого автовладельца. Для решения задачи нужно распорядиться энергией, которую мотор черпает из топлива с наибольшей эффективностью: или увеличить полезную работу, или повысить потребление горючего. Способов прибавить лошадей в имеющийся табун немало. Отличаются они ценой, эффективностью и степенью вмешательства в «сердце» автомобиля.

Способов добавить мощности двигателю авто немало
Способов добавить мощности двигателю авто немало

Что такое stage (стейдж)

«Stage» в переводе с английского означает «стадия», «этап». Когда вы решаете модернизировать ДВС своего авто, stage с приставленными цифрами 1, 2, 3 означает, какой из стадий улучшения будет подвергаться мотор.

  • Stage 1. Этот вид тюнинга прост и подходит для любого автомобиля в условиях ежедневной эксплуатации. Чип-тюнинг — изменение программы электронного бортового управления мотора без изменений в «железе» — ощутимо прибавляет динамики автомобилю и особо не вредит ресурсу ДВС.
  • Stage 2. Включает замену или установку запчастей, способных повлиять на уменьшение механических потерь (облегченные поршни и шатуны), уменьшение сопротивления на входе (холодный впуск, воздушный фильтр нулевого сопротивления, полировка каналов впускного трубопровода, если он, конечно, не из пластика), тюнинг выхлопной системы.
  • Stage 3. Подразумевает увеличение мощности ДВС путем серьёзных технических модификаций автомобиля. Это может быть повышение степени сжатия подрезанием головки блока цилиндров, повышение рабочего объема удлинением хода поршня и увеличением диаметра цилиндра, установка деталей повышенной производительности: турбины, интеркулера, форсунок, топливного насоса. Такой тюнинг больше подходит для автомобиля, который готовится стать участником спортивных соревнований.
Stage с приставленными цифрами 1, 2, 3 означает, какой из стадий улучшения будет подвергаться мотор
Stage с приставленными цифрами 1, 2, 3 означает, какой из стадий улучшения будет подвергаться мотор

При этом стоит иметь в виду, что стадии эти являются последовательными и не пройдя первые две, не стоит пытаться сразу прибегать к коренным изменениям двигателя по схеме Stage 3.

Чип-тюнинг: преимущества

Качественная прошивка «мозгов» двигателя дает ощутимую прибавку в мощности и крутящем моменте. Суть — в изменении алгоритма управления впрыском и опережением зажигания. Больше это относится к дизельным и бензиновым ДВС с турбонаддувом, где есть возможность увеличить давление наддува. В случае атмосферных моторов есть свои нюансы, но резервы по улучшению динамики также существуют. Среди плюсов чип-тюнинга стоит выделить следующие.

  • Время разгона авто уменьшается, что порадует любителей «стартовать» со светофора, притопив газ в пол;
  • Увеличение мощности ДВС от 10 до 25%: результат зависит от возраста машины, типа и особенностей двигателя;
  • Уменьшается расход горючего.
Чип-тюнинг ощутимо прибавляет динамики автомобилю и особо не вредит ресурсу ДВС
Чип-тюнинг ощутимо прибавляет динамики автомобилю и особо не вредит ресурсу ДВС

Из минусов можно отметить повышение износа ДВС за счет отмены ограничения максимальных оборотов. После такой «переделки» стоит чаще проверять клапанные зазоры и заменять ремень или цепь привода распредвала, ведь нагрузка на клапана увеличивается в разы.

Растачивание цилиндров

Чем больше объем двигателя, тем выше требования к нему можно предъявлять. Расточка головки цилиндров — радикальное вмешательство в работу ДВС, цель которого — увеличить диаметр цилиндра и ход поршня. При этом изменениям подвергают и проходные сечения впускных и выпускных каналов, ставят клапана с большим диаметром тарелок, коленчатый вал заменяют на более длинный, а также на эту же длину уменьшают общую длину поршня с шатуном. С точки зрения продуктивности такой способ увеличения мощности и крутящего момента показывает самые хорошие результаты. К плюсам можно отнести уменьшение расхода горючего.

Расточка головки цилиндров — радикальное вмешательство в работу ДВС, цель которого — увеличить диаметр цилиндра и ход поршня
Расточка головки цилиндров — радикальное вмешательство в работу ДВС, цель которого — увеличить диаметр цилиндра и ход поршня

Улучшение газообмена имеет прямым следствием повышение механических и тепловых нагрузок на ДВС. Снизить их можно, улучшив теплообмен. Если работа двигателя «на пределе» редка, то поможет заливка более густого масла. В других случаях потребуется замена радиаторов на узлы с лучшей способностью отводить тепло.

Блоки многих современных ДВС изготовлены из легкосплавных металлов и не подходят для этого вида тюнинга из-за изначально тонких стенок. Расточку нужно проводить на специальном станке, чтобы не нарушить геометрию и взаимное расположение гильз. Кроме того, для получения необходимого качества зеркала, поверхность цилиндров после растачивания надо хонинговать, чтобы создать сеть микротрещин под определенным углом, удерживающих масло при работе двигателя.

Расточку нужно проводить на специальном станке, чтобы не нарушить геометрию и взаимное расположение гильз
Расточку нужно проводить на специальном станке, чтобы не нарушить геометрию и взаимное расположение гильз

Установка турбины

Еще один путь ощутимо повысить мощность мотора — установка турбонаддува. Суть проста: добавляем воздух, чтобы увеличить количество сгораемого топлива. Горючая смесь подается в цилиндры под давлением, эффективность работы ДВС повышается. Турбонаддув может использоваться как самостоятельный вид тюнинга мотора или в дополнение к увеличению рабочего объема.

Еще один путь ощутимо повысить мощность мотора — установка турбонаддува
Еще один путь ощутимо повысить мощность мотора — установка турбонаддува

К преимуществам турбонаддува можно отнести возрастание КПД двигателя в несколько раз и возможность отключения турбины по желанию водителя одной кнопкой.

Минусы:

  • дороговизна установки, которую следует проводить в специализированном сервисе;
  • необходимость перепрошивки ЭБУ;
  • повышенный расход топлива на повышенных оборотах неизбежен;
  • потребность в усовершенствовании других узлов автомобиля;
  • снижение заявленного ресурса мотора.

Установка облегченного коленвала и шатунов

На преодоление механических потерь ДВС тратит определенную часть энергии, которая могла бы пойти в мощность. Для их снижения можно установить облегченные шатуны и поршни двигателя исходного размера. Детали с меньшим весом облегчают работу мотора: ему становится легче раскручивать массивные части. Как следствие, возрастают обороты ДВС за счет снижения веса. Облегченные поршни и кольца — кованые цельные детали с высокой прочностью. Такие комплекты есть в продаже, но стоят немало, и самостоятельной их установкой заниматься не стоит. Этот вид тюнинга применяют в дополнение к другим методам повышения эффективности работы ДВС.

Облегченные поршни и кольца — кованые цельные детали с высокой прочностью
Облегченные поршни и кольца — кованые цельные детали с высокой прочностью

Серьезная «операция» или «санаторное оздоровление»?

Прежде чем решиться на кардинальную переделку двигателя, стоит понимать, что настоящий тюнинг подразумевает доведение всех ходовых качеств авто до необходимого владельцу уровня. И двигателем дело не ограничится, ведь в автомобиле все взаимосвязано, и одно изменение потянет за собой другие. Самым безопасным с точки зрения сохранения ресурса двигателя остается чип-тюнинг. У 90% автовладельцев его хватает для решения вопроса экономичности и производительности автомобиля. Серьезное вмешательство в работу ДВС требует значительных финансовых вложений и обязательно повлечет снижение ресурса мотора. Кроме того, вы должны быть готовы к постоянным диагностике и установке новых комплектующих во все узлы машины, которые должны будут соответствовать улучшенным возможностям силового агрегата вашего автомобиля. Что касается стоимости услуги — все зависит от конкретной марки модели и комплектации автомобиля, версии двигателя, сервиса где будут выполняться работы. Самые бюджетные варианты тюнинга начинаются от 5 000 рублей.

Для 90% автомобилей хватает чип-тюнинга для решения вопроса экономичности и производительности
Для 90% автомобилей хватает чип-тюнинга для решения вопроса экономичности и производительности
Поделитесь с друзьями
Комментарии

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector