Спортивный интерес к вопросу повышения мощности ДВС автомобиля хоть однажды да появляется у каждого автовладельца. Для решения задачи нужно распорядиться энергией, которую мотор черпает из топлива с наибольшей эффективностью: или увеличить полезную работу, или повысить потребление горючего. Способов прибавить лошадей в имеющийся табун немало. Отличаются они ценой, эффективностью и степенью вмешательства в «сердце» автомобиля.
![Stage (стейдж) прошивка Способов добавить мощности двигателю авто немало](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/главная2-11.jpg)
Что такое stage (стейдж)
«Stage» в переводе с английского означает «стадия», «этап». Когда вы решаете модернизировать ДВС своего авто, stage с приставленными цифрами 1, 2, 3 означает, какой из стадий улучшения будет подвергаться мотор.
- Stage 1. Этот вид тюнинга прост и подходит для любого автомобиля в условиях ежедневной эксплуатации. Чип-тюнинг — изменение программы электронного бортового управления мотора без изменений в «железе» — ощутимо прибавляет динамики автомобилю и особо не вредит ресурсу ДВС.
- Stage 2. Включает замену или установку запчастей, способных повлиять на уменьшение механических потерь (облегченные поршни и шатуны), уменьшение сопротивления на входе (холодный впуск, воздушный фильтр нулевого сопротивления, полировка каналов впускного трубопровода, если он, конечно, не из пластика), тюнинг выхлопной системы.
- Stage 3. Подразумевает увеличение мощности ДВС путем серьёзных технических модификаций автомобиля. Это может быть повышение степени сжатия подрезанием головки блока цилиндров, повышение рабочего объема удлинением хода поршня и увеличением диаметра цилиндра, установка деталей повышенной производительности: турбины, интеркулера, форсунок, топливного насоса. Такой тюнинг больше подходит для автомобиля, который готовится стать участником спортивных соревнований.
![Stage (стейдж) прошивка 2 Stage с приставленными цифрами 1, 2, 3 означает, какой из стадий улучшения будет подвергаться мотор](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/тюнинг.png)
При этом стоит иметь в виду, что стадии эти являются последовательными и не пройдя первые две, не стоит пытаться сразу прибегать к коренным изменениям двигателя по схеме Stage 3.
Чип-тюнинг: преимущества
Качественная прошивка «мозгов» двигателя дает ощутимую прибавку в мощности и крутящем моменте. Суть — в изменении алгоритма управления впрыском и опережением зажигания. Больше это относится к дизельным и бензиновым ДВС с турбонаддувом, где есть возможность увеличить давление наддува. В случае атмосферных моторов есть свои нюансы, но резервы по улучшению динамики также существуют. Среди плюсов чип-тюнинга стоит выделить следующие.
- Время разгона авто уменьшается, что порадует любителей «стартовать» со светофора, притопив газ в пол;
- Увеличение мощности ДВС от 10 до 25%: результат зависит от возраста машины, типа и особенностей двигателя;
- Уменьшается расход горючего.
![Чип-тюнинг Чип-тюнинг ощутимо прибавляет динамики автомобилю и особо не вредит ресурсу ДВС](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/тюнинг1.png)
Из минусов можно отметить повышение износа ДВС за счет отмены ограничения максимальных оборотов. После такой «переделки» стоит чаще проверять клапанные зазоры и заменять ремень или цепь привода распредвала, ведь нагрузка на клапана увеличивается в разы.
Растачивание цилиндров
Чем больше объем двигателя, тем выше требования к нему можно предъявлять. Расточка головки цилиндров — радикальное вмешательство в работу ДВС, цель которого — увеличить диаметр цилиндра и ход поршня. При этом изменениям подвергают и проходные сечения впускных и выпускных каналов, ставят клапана с большим диаметром тарелок, коленчатый вал заменяют на более длинный, а также на эту же длину уменьшают общую длину поршня с шатуном. С точки зрения продуктивности такой способ увеличения мощности и крутящего момента показывает самые хорошие результаты. К плюсам можно отнести уменьшение расхода горючего.
![Расточка двигателя Расточка головки цилиндров — радикальное вмешательство в работу ДВС, цель которого — увеличить диаметр цилиндра и ход поршня](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/расточка-1024x683.jpg)
Улучшение газообмена имеет прямым следствием повышение механических и тепловых нагрузок на ДВС. Снизить их можно, улучшив теплообмен. Если работа двигателя «на пределе» редка, то поможет заливка более густого масла. В других случаях потребуется замена радиаторов на узлы с лучшей способностью отводить тепло.
Блоки многих современных ДВС изготовлены из легкосплавных металлов и не подходят для этого вида тюнинга из-за изначально тонких стенок. Расточку нужно проводить на специальном станке, чтобы не нарушить геометрию и взаимное расположение гильз. Кроме того, для получения необходимого качества зеркала, поверхность цилиндров после растачивания надо хонинговать, чтобы создать сеть микротрещин под определенным углом, удерживающих масло при работе двигателя.
![Хонингованный цилиндр Расточку нужно проводить на специальном станке, чтобы не нарушить геометрию и взаимное расположение гильз](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/Хонингованный-цилиндр-1024x768.jpg)
Установка турбины
Еще один путь ощутимо повысить мощность мотора — установка турбонаддува. Суть проста: добавляем воздух, чтобы увеличить количество сгораемого топлива. Горючая смесь подается в цилиндры под давлением, эффективность работы ДВС повышается. Турбонаддув может использоваться как самостоятельный вид тюнинга мотора или в дополнение к увеличению рабочего объема.
![Автомобиль с турбированным ДВС Еще один путь ощутимо повысить мощность мотора — установка турбонаддува](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/Турбина1-14-1024x640.jpg)
К преимуществам турбонаддува можно отнести возрастание КПД двигателя в несколько раз и возможность отключения турбины по желанию водителя одной кнопкой.
Минусы:
- дороговизна установки, которую следует проводить в специализированном сервисе;
- необходимость перепрошивки ЭБУ;
- повышенный расход топлива на повышенных оборотах неизбежен;
- потребность в усовершенствовании других узлов автомобиля;
- снижение заявленного ресурса мотора.
Установка облегченного коленвала и шатунов
На преодоление механических потерь ДВС тратит определенную часть энергии, которая могла бы пойти в мощность. Для их снижения можно установить облегченные шатуны и поршни двигателя исходного размера. Детали с меньшим весом облегчают работу мотора: ему становится легче раскручивать массивные части. Как следствие, возрастают обороты ДВС за счет снижения веса. Облегченные поршни и кольца — кованые цельные детали с высокой прочностью. Такие комплекты есть в продаже, но стоят немало, и самостоятельной их установкой заниматься не стоит. Этот вид тюнинга применяют в дополнение к другим методам повышения эффективности работы ДВС.
![Поршни и кольца Облегченные поршни и кольца — кованые цельные детали с высокой прочностью](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/шатуны-и-поршни.jpg)
Серьезная «операция» или «санаторное оздоровление»?
Прежде чем решиться на кардинальную переделку двигателя, стоит понимать, что настоящий тюнинг подразумевает доведение всех ходовых качеств авто до необходимого владельцу уровня. И двигателем дело не ограничится, ведь в автомобиле все взаимосвязано, и одно изменение потянет за собой другие. Самым безопасным с точки зрения сохранения ресурса двигателя остается чип-тюнинг. У 90% автовладельцев его хватает для решения вопроса экономичности и производительности автомобиля. Серьезное вмешательство в работу ДВС требует значительных финансовых вложений и обязательно повлечет снижение ресурса мотора. Кроме того, вы должны быть готовы к постоянным диагностике и установке новых комплектующих во все узлы машины, которые должны будут соответствовать улучшенным возможностям силового агрегата вашего автомобиля. Что касается стоимости услуги — все зависит от конкретной марки модели и комплектации автомобиля, версии двигателя, сервиса где будут выполняться работы. Самые бюджетные варианты тюнинга начинаются от 5 000 рублей.
![Чип-тюнинг 2 Для 90% автомобилей хватает чип-тюнинга для решения вопроса экономичности и производительности](https://autopeople.ru/article/wp-content/uploads/2020/02/форсаж-1024x640.jpg)