Средняя цена на литр бензина во всем мире колеблется в пределах одного доллара США. При этом в бедных странах топливо обычно стоит значительно дешевле, а в развитых — дороже. Было бы ошибочно предполагать, что это зависит исключительно от количества добываемой нефти: куда в большей степени на ценообразование влияет налогообложение. Исключением из этого правила является Америка — в богатейшей стране мира цены на бензин такие же низкие, как в Тунисе, и куда доступнее, чем в Беларуси.
А как в России?
На сегодняшний день средние цены на АИ-92 составляют примерно 42.50 рублей, на АИ-95 46.60 рублей за литр бензина. В переводе на американскую валюту это не больше 0.72 USD. Такой показатель ставит Россию на 31 место в мире по дешевизне топлива.
Однако несмотря на относительно низкие цены по сравнению с другими мировыми державами, многие российские водители приграничных территорий, например, Оренбургской области, все равно предпочитают заправляться в соседнем Казахстане, где цена на бензин почти вдвое меньше — 27 рублей или 0.44 USD. Но, что самое удивительное, — это цены на нашей родной «Газпромнефти», расположенной буквально в получасе езды от границы.
На вопрос, почему так происходит, хорошо ответил еще в начале лета аналитик Андрей Нальгин.
«Ценники на заправках России и Казахстана отличаются практически в полтора раза. Но критически мыслящему человеку понятно, откуда берется эта разница, — высказался он. — Большая часть суммы с каждого чека уходит в бюджет, при этом российская нефтеотрасль вертикально ориентирована и суверенна. Казахи же против монополизации: их рынок открыт для большинства иностранцев, в том числе, из России. Это повышает конкуренцию и благотворно сказывается на ценообразовании».
Бензин в подарок
Какие же страны мира возглавляют рейтинг государств с самым дешевым топливом? На первом месте находится Венесуэла, где официальная стоимость одного литра бензина составляет 1 цент США или около 60 российских копеек за литр, расценки черного рынка в несколько раз ниже — 0.006 цента или около 5 копеек. Так что заправить пятидесятилитровый бак можно всего за 2 рубля.
Многие местные и вовсе не платят за топливо — у них не бывает с собой мелочи или наличных, и работники заправок просто закрывают глаза на факт неуплаты. Компенсируется разница за счет туристов, которые оставляют чаевые.
«Нефть у нас народная, поэтому и бензин — народный, — уверен заправщик Венесуэлы. — Поэтому если человек очень просит, мы можем заправить его бесплатно».
Из-за плачевной экономической ситуации, власти Венесуэлы не торопятся перекрывать бензиновый кран: они уверены, что топлива в стране с лихвой хватит на несколько последующих поколений. К слову, цены в этой отрасли здесь остаются стабильными уже на протяжении 18 лет.
От Ирана до ОАЭ
Как уже было сказано выше, цена на бензин в странах-экспортерах нефти значительно ниже, чем в других государствах. Немного дороже, чем в Венесуэле, топливо стоит в Иране (0,12 USD), Судане (0,14 USD) и Анголе (0,34 USD). В Азербайджане, Эквадоре и Малайзии за литр бензина придется отдать 0,47-0,50 USD. В ОАЭ, на Гаити — 0,61 USD.
Пример этих стран наглядно показывает, что стоимость бензина формируется вне зависимости от ВВП государства или уровня жизни его жителей — в большей степени она зависит от внутренней политики государства, налогов, пошлин и субсидирования.
Сколько заправляем?
Однако уровень доступности топлива определяется вовсе не ценами, а соотношением доходов населения и этих самых цен. В 2019 году специалистами Международного статистического института было проведено исследование, которое наглядно показало абсурдность сравнения фактической стоимости горючего в разных странах.
Ученые сопоставили уровень заработной платы среднестатистического жителя Европы и цены бензина в стране его проживания. На первом месте по доступности топлива оказался Люксембург (1,34 USD за литр), местные жители которого могут приобрести на свою зарплаты около 3000 литров бензина в месяц.
Почетное второе место досталось Норвегии (1, 86 USD за литр). Норвежец с доходом среднего класса в состоянии купить 2 тысячи литров топлива в месяц. Далее следуют Великобритания, Австрия и Ирландия, где по факту стоимость горючего является одной из самых высоких в мире.
Россия находится в золотой середине на 16 месте: ученые пришли к выводу, что наши соотечественники вполне платежеспособны и их зарплат с лихвой хватит на 927 литров бензина. Впрочем, если учесть уровень разброса размера доходов россиян, то с результатами исследования легко можно поспорить: едва ли простой работяга из-под условного Тамбова может похвастаться зарплатой в 42 000 рублей.
Далее следуют страны восточной Европы и СНГ. Замыкает список Украина: здесь, несмотря на низкие цены, позволить себе ежедневно использовать автомобиль могут лишь избранные: на среднестатистический доход реально приобрести не более 280 литров топлива.
Ценообразование и политика
Из чего же, как не из количества ресурсов, складывается стоимость бензина и действительно ли она так сильно зависит от колебаний расценок на нефть на мировом рынке? Ответ кроется во внутренней и внешней политике каждого конкретного государства. Высокие государственные пошлины провоцируют рост цен на горючее. Изменяя налогообложение, политики могут прямо или косвенно влиять на расценки автозаправок.
Эксперты полагают, что в ближайшее время ни россиянам, ни жителям других стран не стоит ожидать снижения стоимости бензина, более того топливо будет и дальше дорожать. Основная причина этого лежит в современном капитализме. Практически во всех странах в 2019 году цены на горючее выросли. Больше всего пострадала Болгария — здесь зафиксировано повышение цен на 13,5%. За ней следует Литва (+12%) и Венгрия (+11%). Снижение зафиксировано в Казахстане (-4%) и на Украине (-1,5%).
В России этот показатель равняется 7%. Резкий скачок был зафиксирован в конце мая текущего года — цена повысилась на 90 копеек за литр и перешагнула отметку в 40 рублей. Наибольшее повышение наблюдалось в Иркутской, Новосибирской, Кемеровской областях, Туве и Алтайском крае. Тогда политики забили тревогу: вице-премьер Дмитрий Козак заявил о своем намерении снизить акцизы на дизель и бензин, однако это мало изменило ситуацию. В середине лета президент России Владимир Путин подписал закон, призванный какое-то время сдерживать цены на горючее.
Специалисты ВЦИОМ также настроены пессимистично: в ближайшие несколько лет доступность бензина для россиян не увеличится, а, вполне вероятно, даже уменьшится. Свои выводы они делают на основе рост цен на топливо, уровне инфляции, а также росте доходов россиян.