Начиная путешествие в одну из автомобильных столиц Европы, да и – что греха таить – всего мира – я даже не подозревал, сколько мифов мне предстоит опровергнуть и сколько нового узнать. Да, я был наслышан о том, что в Германии – лучшие дороги и автобаны без ограничений скорости, на которых виноват всегда тот, в кого врезались, поскольку именно он создал аварийную ситуацию. Однако увиденное лично и лично же запечатленное осталось еще более впечатляющим…
Бавария – а именно туда я поехал в пресс-тур на завод Альпина — это земля, славная своими автомобилями, пивом и футболом. Правда, с последним можно поспорить – у всех нас еще свежи воспоминания о разгромной победе Зенита над мюнхенской командой. Ну, с кем не бывает, а вот в самоиронии баварцам не откажешь – среди сувениров, которые предлагают туристам в Мюнхене, можно найти зентовский шарф… Зато насчет пива – чистая правда, пенный напиток в Баварии замечательный, а автобаны – действительно по большей части без ограничения скорости, с идеально ровным покрытием и достаточно расторопными водителями. Хотя сами немцы уверены: сейчас культура движения уже не та, и далеко не каждый уйдет с левой полосы (читай – полосы обгона), завидев в зеркалах заднего вида стремительно приближающийся BMW. И уж точно не ждите, что вправо уйдет высокомерный штутгартец на Мерседесе. Для него пропустить BMW – просто-таки дурной тон.
На чем ездят в Баварии
Стоит ли удивляться – в этих местах «бумер» — действительно народный автомобиль, на нем ездит практически каждый третий житель Мюнхена. Каждый четвертый ездит на Ауди, ну а каждый второй – на велосипеде. Да, да, оказавшись в столице Баварии, помните, что шансов быть сбитым (с непривычки!) велосипедом гораздо больше, чем оказаться под колесами автомобиля. Велосипеды занимают здесь и проезжую часть, и специальные велодорожки, имеют свои паркинги и свои светофоры. Зато велосипедисты не выезжают на тротуар, как у нас – благо тротуары по нашим меркам крохотные, и сами пешехода на них едва помещаются. Зато велосипед здесь – поистине народный вид транспорта: женщины ездят на них в платьях и туфлях с каблуками, а мужчины – в деловых костюмах. На улице велосипеды припаркованы повсюду — и никто не заботится об их сохранности – бери и едь, благо по соседству полно других, таких же общих велосипедов. Такой своеобразный велосипедный социализм… Если не ошибаюсь, во Франции такое же отношение к зонтам.
Автомобильное движение в Германии
Сев за руль автомобиля Альпина, едва покинув аэропорт, я испытал своеобразный культурный шок. И не только потому, что жестко не выспался, а затем в самолете, чтобы снять стресс, пропустил пару бокалов вина. И не потому, что сходу оказавшись на левой полосе, на скорости 180 был мгновенно настигнут эм-пятой и был вынужден посторониться. К «ненашему» темпу движения по автомагистрали привыкаешь достаточно быстро, хотя и не мгновенно. Но едва съехав со скоростной дороги на обычное шоссе с множеством круговых развязок и тем паче оказавшись на узких улочках города Бухлое (резеденции Альпины – об этом позже), сталкиваешься с какой-то новой автомобильной реальностью. Вроде бы за рулем все те же люди – но как будто и не те, а оттого и ездят как-то совсем по-другому. В чем дело? Сначала я не мог внятно оформить свои ощущения, хотя, в общем и целом, сразу же смекнул, в чем дело. Но потом пришло и словесное оформление. Дело в том, что в Германии всегда и везде ездят не по ситуации, а строго по правилам.
Стоит тебе чуть-чуть замешкаться – и позади раздается недоуменный клаксон. Стоит что-то не заметить, забыть какой-то маленький нюанс ПДД – и ты рискуешь разом оказаться в ДТП, причем в серьезном (и это при том, что в городах скорость движения жестко ограничена 50 км/ч). Подобно зомби, баварские водители всегда педантичны в следовании букве автомобильного закона.
Это очень легко испытать, даже не будучи за рулем и самостоятельно прикинувшись зомби. Делается это так: подходишь к нерегулируемому пешеходному переходу и, не глядя по сторонам, начинаешь переходить. Сначала, конечно, немного страшно. Но это только сначала и с непривычки. Ведь здесь точно остановится каждый: мотоцикл, велосипед, легковой автомобиль, грузовик или автобус…
Является ли эта феноменальная законопослушность врожденным качеством или же она – благоприобретенная, воспитанная в людях черта. Правда, наверное, где-то посередине, но государство всегда старалось дисциплинировать немецких водителей, вводя дифференцированные штрафы. Дифференцированы они в зависимости от степени опасности нарушения. Убедитесь сами:
Штрафы за превышение скорости в Германии 2008 год (населенные пункты / вне населенных пунктов)
21-25 км/ч 80/70 евро
26-30 км/ч 100/80 евро
31-40 км/ч 160/120 евро
41-50 км/ч 200/160 евро
51-60 км/ч 280/240 евро
61-70 км/ч 480/440 евро
более 70 км/ч 680/600 евро
Штраф за алкоголь или наркотики за рулем в Германии
Первый случай 500 евро
Второй случай 1000 евро
Третий случай 1500 евро
Штраф за проезд на красный сигнал светофора Германия
Если красная фаза длилась более одной секунды 90 евро
С созданием аварийной ситуации 200 евро
В случае аварии 360 евро
Выезд на пешеходный переход, если на нем находились пешеходы 80 евро
Объезд шлагбаума на железнодорожном переезде 700 евро
Нарушение минимальной дистанции на автобане
от 75 до 400 евро в зависимости от скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля
Обгон в запрещенном месте 150 евро
Участие в нелегальных гонках / Организация 400/500 евро
Кроме того, если денежный штраф превышает 40 евро, в Германии одновременно заносят штрафные пункты в «картотеку грешников» Федерального ведомства автодорожного транспорта во Фленсбурге. Например, езда на красный оценивается в 4 пункта, алкоголь — 7 пунктов. Если счет доходит до 18 пунктов — права отбирают.
Еще один нюанс, касающийся езды по автобану: российский стритрейсерский способ езды (и, соответственно, обгонов) здесь может иметь самые тяжелые последствия еще скорее, чем у нас. Дело в том, что обгонять справа здесь категорически запрещается. Предположим, ситуация: вы стремительно нагоняете идущий по левой полосе автомобиль и, видя, что он не собирается уступать, дергаете руль вправо, чтобы пройти его. На самом же деле он еще не успел вас увидеть. Однако, все-таки смекнув, что нужно уступить, он начинается перестраиваться… Причем перестраиваются немцы плавно и медленно и в принципе не готовы к тому, что кто-то может резво уйти в другой ряд… Стоит ли говорить, что результаты такого непонимания на скорости, превышающей 120 км/ч могут быть трагическими… Ну а пристраиваться вплотную позади и моргать фарами в Германии не принято – вас просто не поймут, а за нарушение дистанции могут и вовсе оштрафовать – повсюду камеры. Оптимальной дистанцией будет считаться ваша скорость, деленная на 3: если едешь 200 в час, то дистанцию надо держать метров 60.
Кстати говоря, немецкие байкеры ездят, строго соблюдая рядность: один мотоцикл – одно место на дороге. Лавировать между автомобилями ни у кого мысли не возникает. Причем это отнюдь не значит, что в Германии нет пробок — они есть даже в таких крошечных 10-тысячных городках, как Бухлое, который сами местные жители называют деревней. Впрочем, Мюнхен они называют большой деревней с аэропортом…
Откуда же там пробки и когда они возникают? – удивитесь вы. Вот здесь все, как у нас: в часы пик, когда люди едут на работу или возвращаются с нее. Обычно это 7 часов утра или 5 вечера. Да, даже в небольших городах люди ездят на работу на автомобиле, возвращаются на нем же, а всем видам одежды предпочитают строгий деловой костюм, в котором появляются с утра в кафе. Ну а пообедать в пабе картошкой фри и жареными сосисками не гнушаются даже крупные боссы и очень состоятельные люди, которые вполне могут присесть за один стол с рабочим своего предприятия.
Возвращаясь к разговору о мифах: в Германии, вопреки расхожему заблуждению, множество старых автомобилей. Мерседесов, БМВ, Мини и, как ни странно, Гольфов. Японских автомобилей действительно почти нет – за все время я встретил всего 2 Субару (!), а на каких задворках находится шоу-рум Тойоты, можно увидеть на фотографии.
Зато итальянцев здесь уважают – Фиаты и Альфа Ромео то и дело мелькают в потоке. Нет и внедорожников — даже, при всей любви баварцев к автомобилям с пропеллером на капоте, нет и знаменитых иксов… Наверное, в силу их жуткой непрактичности – плохих дорог, а тем более бездорожья, в Баварии нет даже в чистом поле. Содержать этих прожорливых полноприводных гигантов вовсе не престижно. Впрочем, любой полноприводный автомобиль здесь не в чести – гораздо больше шансов встретить такие машины где-нибудь в Швейцарии с ее горным ландшафтом. А вот малюток Смартов — пруд пруди.
Что же касается роскошных авто, то здесь, несмотря на огромные налоги, их не меньше, чем у нас. Порше, Феррари на дорогах Баварии – не редкость, но ездят они как все – по правилам. А вот полицию и, тем паче, дорожную полицию увидишь нечасто.
С общественным транспортом в Баварии все в порядке – за 28 евро можно купить билет на все виды транспорта, действующий ровно сутки, и беспрепятственно колесить в нужном направлении. Тут вам и пригородные поезда, и метро, и скоростные трамваи. Кстати, последний для неискушенного туриста — еще одна опасность! Он всегда появляется бесшумно и неожиданно, и, едва разминувшись с ним, невольно вспоминаешь булгаковских Берлиоза и Аннушку. Зато в Мюнхене полным полно пешеходных улиц, на которых в любую погоду и любое время года можно чувствовать себя вольготно…
Офис BMW в Мюнхене
Естественно, оказавшись в Мюнхене, я не мог не побывать в выставочном комплексе «Мир BMW» и не увидеть знаменитые «4 цилиндра» — головной офис баварского автогиганта. К сожалению, третья составляющая – музей BMW – откроется после реконструкции только в конце июня, а вот футуристичный хайтечный BMW welt встречает гостей уже сегодня. Что это? Самый большой шоу-рум BMW в мире, действующий магазин или постоянная экспозиция? В принципе, и то, и другое, и третье одновременно. Название «Мир BMW» как нельзя более точно отражает задумку этой тотальной инсталляции. Здесь есть все: самые современные разработки, весь модельный ряд и, конечно же, уникальные гоночные технологии. Здесь же впервые, еще до Петербургского экономического форуме, мне удалось лично увидеть BMW X6, который будет представлен у нас в середине июля. И — поверьте — вживую он выглядит еще лучше, чем на самых лучших фотографиях.
Кстати, удивительно лояльное отношение к пьяным за рулем в Германии. 7 баллов или 500-1500 Евро. Получается что лишение прав, в случае идеальной езды, только на третий раз происходит. Шоурум просто потрясает размерами. В X6 сел за руль?
Они по шоу-руму сразу тест-драйвы устраивают похоже :-)
В икс-шестом посидел, скоро можно будет поездить. На следующей неделе Аксель делает презентацию.
На одном из форумов-клубов нашел эту статью, прочитал,понравилось, но говорят, что многое из увиденного — ошибочное мнение автора-туриста по причине малого срока прибывания в стране
Добавлено через 1 минут(ы):
На самом деле все далеко не так на дорогах немецких как вы описываете, я сам не был, но представляю в каком бы я был диком ощущении от неожиданности если бы рассчитывал на одно а приехав увидил быдругое!!:neutral:
http://www.bmwclub.ru/vb/showthread.php?p=4697769#post4697769
Я так понимаю, что речь об этой ссылке.
«Американцы про медведов на Красной площади пишут ближе к реальности».
Не побывав в Германии, не узнаешь . что именно в последнее время все реже стали уступать дорогу, особенно штутгардцы. Это факт, о нем говорят сами немцы – типа молодежь не та пошла…
Про то что чуть что сигналят – чистая правда.
Роскошные автомобилей полно. У нас в таком же по численности городке их в разы меньше, чем в Мюнхене. А вот внедорожников нет почти.
Эм-пятые попадаются. Но соревнуются с тобой без агрессии – это здорово. Обогнавший меня на М5 парень показал большой палец и улыбнулся. У нас такого не бывает – у нас даже соревнуются агрессивно почему-то.
Повильон поражает своими размерами, а в живую наверное он еще больше да?Так я не пойму..это именно шоу рум или это и есть музей БМВ про который вы раньше писали?
Музей БМВ откроется после реконструкции в конце июня. А это BMW WELT — концептуальное сооружение, совмещающее шоу-рум и выставочный павильон, где представлены все сегодняшние разработки концерна. Музей же посвящен истории марки.