Многие из нас с вами не готовы расстаться с автомобилем ни при каких условиях, а уже взять с собой верного железного коня в отпуск – сам Бог велел. Однако дальние автомобильные поездки таят много подводных камней, а выезд заграницу (например, в Европу) сопряжен с целым рядом формальностей, которые нельзя не учитывать, готовясь в дорогу. Их-то и обсудили в редакции издательского дома «Шанс» за круглым столом «Из Петербурга по Европам — на автомобиле» профессиональные путешественники.
Главный плюс — свобода
Алексей Игнаткович, координатор Клуба автопутешественников, убежден: только путешествие на машине в полной мере дарит возможность насладиться свободой. Ведь именно вы, а не какой-то абстрактный туроператор, планируете маршрут, в ходе которого можно посетить массу интересных именно вам объектов и достопримечательностей. В тоже время в рамках пакетных турах вы всегда чем-то связаны, будь то заранее составленная программа или стандартный набор туристических мест. Вот только сэкономить на самостоятельной поездке не удастся: суммарные расходы на топливо, питание и жилье расходы будут скорее всего, аналогичными, если не больше тех, что предлагает путевка… И это еще не все. Не стоит забывать о платных дорогах и платных паркингах, а также возможных штрафах.
В иных случаях имеет смысл долететь до нужного вам места (особенно если это юг) на самолете, а уже там взять машину (желательно, экономичную) на прокат. И действительно, добраться в дальние точки Европы гораздо проще и быстрее авиаперелетом. Не придется тратить неделю на изнурительную дорогу до места отдыха – тем более, что далеко не все трассы в Европе так же хороши, как немецкие автобаны. Скажем, дороги в Польше по-прежнему вызывают много вопросов.
Правда, в этом случае, скорее всего, понадобятся действующие права международного образца. Напомним, что наши водительские удостоверения за границей хотя и считаются недействительными, де-факто работают. Но в случае, если вы хотите арендовать машину или попадете в ДТП, нужны международные корочки (МВУ). Как и где их оформить – вы узнаете, пройдя по ссылке.
Лучшее решение – передвижной дом
Для тех, кто не хочет заморачиваться с остановкой в мотелях, давно придуман эффективный и надежный способ передвижения — автокараваны и автокемперы, а проще говоря, дома на колесах. Правда, в нашей стране такой туризм особенной популярностью пока не пользуется — слишком не развита придорожная инфраструктура, да и климат дает знать о себе. В Петербурге продукцию под маркой Humer уже давно продвигает «Дилерская сеть Лаура», а в ближайшее время мы ждем появления интересного дома на колесах на базе Ford Ranger – в настоящее время он проходит сертификацию, и уже в следующем месяце мы подробно о нем расскажем.
Статистика говорит за себя: на сегодня в Северной столице только 3 компании занимаются продажей такой техники и всего одна предлагает ее напрокат по цене от 180 евро в сутки. В то же время в Европе аналогичный автодом можно найти всего за 100 долларов в сутки.
Да и придорожная инфраструктура развита не в пример лучше: у трасс без труда можно найти оборудованные площадки для отдыха, где можно долить воды и дозаправиться воздухом…
Что касается чисто практических соображений, то, по словам Алексея Игнаткович, удобнее всего путешествовать в пятиместном автодоме вчетвером, один день поездки обойдется примерно в 50 евро на человека. Однако сэкономить опять будет трудно: экономия на проживании и питании едва ли компенсируют лишние затраты на бензин. Да и какой это отдых, если и здесь придется готовить?
Но есть и безусловный плюс – маршрут можно не планировать вовсе. Знай себе едь куда глаза глядят. Были б заправки да магазины…
Страховка за рубежом
Помимо привычного для выезжающих за рубеж вида страхования – «Зеленой карты» — автовладельцы сегодня могут оформить расширение КАСКО. В этом случае удорожание по сравнению со стандартным полисом составит порядка 20%. Увы, на сегодняшний день ситуация с расширением КАСКО на другие страны весьма туманна. Страховщики в очередной раз хотят сэкономить на нас с вами. Механизм «динамо» выглядит так: попав в ДТП, автовладелец, как и полагается после страхового случая, собирает необходимые справки и чеки об оплате экспертизы или ремонта. Сложности начинаются по приезду домой — страховщик может затребовать нотариально заверенную копию лицензии компании-оценщика. Причем чаще всего оценку приходится делать за свой счет. Так что иногда проще обойтись вовсе без расширения и в случае чего ремонтироваться на свои деньги.
К счастью, «Зеленая карта», страхующая гражданскую ответственность автовладельцев, выезжающих за рубеж, работает в разы эффективнее.
Дороги и дорожная полиция
Все мы с детства знаем, что дороги в Европе гораздо лучше наших. Но и там они одинаковые не везде. Пожалуй, самая совершенная дорожная сеть – в Германии, самая устаревшая и плохая – в соседней Польше.
В Германии до сих пор встречаются участки автобанов, где не действуют ограничения скорости. Тут модно ехать столько, сколько позволяет ваш автомобиль и темперамент. Ну а где ограничения действуют – все как в других странах: дорожной полиции немного, зато кругом камеры. Штрафы — высокие, а попытки «решить на месте», само собой, не прокатывают. Причем штраф чаще всего просят оплатить сразу. Причем далеко не везде для этих целей сгодится пластиковая банковская карта.
В приграничных к России странах вроде Финляндии действуют другая система: заплатить штраф вас могут попросить на таможне. А вот там, где нет виз, нет и реальных мер воздействия. Скажем, белорусский полицай не имеет права забирать ваше в/у (не он же его выдавал). Но и запретить въезд или выезд из страны – не в его полномочиях.
Очереди на таможнях и виза
Для того, чтобы выехать в «ближайшую заграницу» (Беларусь, Украина), виза, к счастью, не нужна. А вот с Евросоюзом по-прежнему все сложнее. Несмотря на старания президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель, отменой виз пока и не пахнет. Поэтому Шенген придется получать заблаговременно. Зато попав на территорию Евросоюза, вы уже свободны в передвижении. Кстати, с недавних пор по Шенгенской визе можно попадать не только в Финляндию, но и в Прибалтику, так что вариант – доехать до Эстонии и вернуться из Финлядии – вполне реален.
Что касается очередей на таможнях, то здесь дело обстоит по-разному. Самые неприятные таможни – в той же Эстонии (Нарва), стоять на выезд, а особенно на выезд, можно часами, а то и сутками. Дело усугубляют ушлые прибалты, которые въезжают на территорию РФ только за тем. Чтобы залить полный бак более дешевого бензина. В принципе. Понять их можно – литр 95-го в Эстонии стоит около 50 рублей – в два раза дороже, чем у нас. Да и в Западной Европе бензин немногим дешевле.
Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, эстонцы даже ввели такую услугу, как бронь очереди на выезд. Механизм прост: выезжаю в страну, необходимо сразу заехать в так называемый отстойник и забить определенное время, когда вы собираетесь выезжать. Если этого не сделать. Рискуете простоять целые сутки… Впрочем, на других таможнях такого ажиотажа не наблюдается, Ну а въехав в Евросоюз единожды, можно спокойной передвигаться по нему – никаких таможенных зон!
Не выпускают за границу за долги
В последнее время появилось немало страшилок о том, что должников могут развернуть на таможне. Повод для паники действительно есть. Ты весь год ждешь того момента, когда, загрузив в машину жену и детей, ты на всех парах мчишь в сторону Крыма, к морю. А тут – бац, и не выездной.
В действительности паниковать не стоит. Если вас оштрафовали по дороге, и вы не успели заплатить этот несчастный штраф, вас, конечно же. Выпустят. Равно и в том случае, если есть долги по квартире или транспортный налог. На границе никто в вашу налоговую ведомость не смотрит.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», вас не выпустят за границу, если вы не исполняете обязательства, наложенные на вас судом. Иными словами, если у вас не уплачены налоги, не погашен банковский кредит, квартплата, алименты и тп., и уже состоялось заседание суда, на котором ВАС ОБЯЗАЛИ ПОГАСИТЬ ДОЛГИ (т.е. ваше дело передано на исполнение в службу судебных приставов, ФССП) – значит, вы попали в черный список должников судебных приставов и за границу вас не выпустят.
При этом необходимо помнить, что если заседание все-таки состоялось, и вы наконец-то погасили долг, выехать сей же момент не удастся. Придется подождать месяц — это тот срок, в течение которого ваш долг официально аннулируется. Только по прошествии 30 дней можно будет покинуть дружелюбные просторы Родины и отправиться на загнивающий Запад.