ГБО или газобаллонное оборудование – это система, позволяющая хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания газообразное топливо: метан или пропан-бутан. На данный момент насчитывается шесть условных поколений систем ГБО. Рассмотрим же историю его появления.
Первое поколение ГБО
Первое поколение газобаллонного оборудования самое примитивное и предназначается для карбюраторных и моноинжекторных моторов. В целом такая система имеет следующую суть: газ, хранящийся в баллоне в жидком состоянии под давлением поступает по газовой магистрали в испаритель, который доводит газ до состояния пара, а потом следует в редуктор, в котором давление газа снижается с 16 до 1 атмосферы. Чтобы не заморозить редуктор, его подключают к системе охлаждения двигателя. Под действием разряжения газ проходит в карбюратор. Редуктор и испаритель впоследствии соединили в один блок.
Второе и третье поколение
Второе поколение ГБО несильно отличается в первого. В нем решили модернизировать запорный клапан редуктора. Он стал не вакуумным, а электромагнитным, что позволило водителям переключаться между бензином и газом, не выходя из салона: раньше это можно было сделать только вручную на самом оборудовании. В третьем поколении появляется контроллер, который считывает показания кислорода в выпускном коллекторе, за счет чего происходит корректировка подачи газа в мотор автомобиля.
Четвертое поколение
В четвертом поколении ГБО появляется распределенный газовый впрыск. Система остается по сути той же, за исключением появления газовых форсунок по одной на каждый цилиндр. На каждую форсунку подходит свой шлейф от контроллера.
Пятое поколение
Пятое поколение систем ГБО принципиально отличается от предыдущих тем, что в ней газ подается в ДВС в жидком состоянии, а не в газообразном как в система с перового по четвертое поколение. Это дает массу преимуществ: легкий пуск на газовой смеси, двигатель не нужно прогревать на бензине, снижение расхода газа примерно на 20%, нет редуктора – нет вмешательства в систему охлаждения, увеличение мощности на газу, отсутствие запаха газа в салоне автомобиля, который мог появляться на система предыдущих поколений с течением времени из-за износа газовых шлангов. Пятое поколение лучше и эффективнее, но прим этом оно сложнее, а значит – дороже и по установке, и по обслуживанию.
Шестое поколение
Шестое поколение ГБО уже разработано, но еще не получило широкого распространения. Эта система работает с непосредственным впрыском, она лишена газовых форсунок, а впрыск газа осуществляется через стандартные бензиновые форсунки.