Яркий представитель необычного общественного транспорта

Двухэтажный автобус для большинства из нас ассоциируется с Лондоном. Действительно, легендарные красные автобусы являются историческим символом столицы Великобритании. Но в России мало кто знает, что двухэтажные автобусы с богатой историей есть и в Германии. Сегодняшний наш материал и будет посвящен “deutsche busse”.

История возникновения

Первые двухэтажные автобусы в Берлине появились после Первой мировой войны и были ответом на растущие потребности населения в общественном транспорте. Однако, используемые сейчас для увеличения количества мест в транспорте «гармошки» тогда еще не были придуманы, поэтому увеличение автобусов в длину не представлялось возможным. Было решено увеличить автобусы в высоту. Так и появились в Германии первые двухэтажные автобусы. Это не стало сенсацией, поскольку для того времени общественный транспорт в два этажа был нормальным явлением. В частности, в Советском Союзе были двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, производимые Ярославским автомобильным заводом. 

Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3
Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3

Называются такие автобусы в Германии «doppeldecker», что примерно можно перевести на русский как «двойное палубное судно», потому что верхний этаж таких автобусов был часто открытый и походил на палубу корабля. Однако, с 1920-х годом полностью остекленные и закрытые верхние этажи стали необходимым правилом для общественного транспорта. 

Основные представители

Мотор у немецких двухэтажных автобусов располагался сзади. На второй этаж вела одна или две лестницы: за спиной водителя и над задней осью. Вторая лестница занимала пространство одного посадочного места. На втором этаже встать в полный рост было не возможно и пассажиров было запрещено перевозить стоя. Для водителя предполагалась специальная система зеркал для наблюдения за вторым этажом. 

Двухэтажные автобусы в Германии производили разные компании и в разных вариациях. Наиболее популярной и долговечной стала модель MAN SD200. Традиционным цветом этих моделей был глинисто-желтый. Автобус мог вместить 47 пассажиров на первом этаже, и 34 пассажира на втором. Двигатель дизельный объемом 11 литров, мощностью 200 лошадиных сил, работал в паре с гидромеханической 3-ступенчатой коробкой переключения передач.  

MAN SD200
MAN SD200

Другой, но менее популярной моделью, был SD202. Двигатель дизельный, 204 лошадиных сил, автоматическая коробка. Общее количество мест – 77. 

SD202
SD202

Еще одна модель – более современный трехосный MAN A39. Его пассажировместимость равна 129. Автобус оснащен турбированным дизельным 10,5-литровым мотором, мощностью 310 лошадиных сил и автоматической трансмиссией. 

MAN A39
MAN A39

На улицах Германии курсировали и другие модели, но они менее распространены и о них не так много информации. 

Роль в городском движении

Изначально двухэтажные автобусы вводили с целью удовлетворения потребностей увеличенного пассажиропотока в крупных городах Германии – Берлине, Лейпциге, Гамбурге и других. Такой транспорт быстро заполнил улицы немецких городов и стал символом эпохи. Уже с 1960-х годов подобные экземпляры используются для проведения экскурсий туристам. 

И по сей день в немецких городах активно проводятся экскурсии на двухэтажных автобусах. Но также этот транспорт можно встретить и на регулярных маршрутах. В  Германии нет как такового музея городского транспорта в традиционном виде, куда можно было бы прийти и рассмотреть необычные экземпляры. Зато в Германии музейные двухэтажные автобусы работают на обычном городском маршруте номер 218. При этом для поездки на этих ретро-автобусах необходим обыкновенные билет.  

Лестница на второй этаж автобуса
Лестница на второй этаж автобуса

Вот такой интересный вид транспорта можно сейчас встретить на улицах Берлина. Пишите в комментарии, доводилось ли кому-то прокатиться на подобном легендарном экземпляре общественного транспорта и в какой стране?

Оцените статью
( 8 оценок, среднее 2.63 из 5 )
Поделитесь с друзьями
Комментарии

  1. Георгий

    А посмотрите, какие красивые двухэтажные четырехосные автобусы фирмы “Маркополо” рассекают по дорогам Бразилии! Правда, это не городские автобусы, а междугородние и туристические.

    Ответить
  2. Антон

    В Ростове-на-Дону году так в 99 были несколько Man SD200 на 80-м маршруте. Соответственно на них и катался. Хотя длилось это очень не долго – возник общественный резонанс по поводу того, что есть опасность зацепиться им за троллейбусные провода. Как сейчас помню заголовок в Вечернем Ростове – “Кто сажает Ростовчан на двухэтажный электрический стул?”

    Ответить
  3. Владимир

    А еще до войны в Москве, по Тверской , ходили двухэтажные троллейбусы. И автобусы-наблюдались. Влияние Запада и тогда было -заразительно.

    Ответить
Добавить комментарий

Adblock
detector