Катализатор в авто — зачем он нужен?

Катализатор в авто - зачем он нужен?

Катализатор или каталитический нейтрализатор – это элемент выхлопной системы автомобиля, который предназначен для очистки вредных выхлопов до безопасной формы. Очищение происходит методом доокисления до водяного пара и углекислого газа при высоком нагреве. Это позволяет наносить меньше вреда окружающей среде. Данный процесс происходит на сотах, поверхность которых покрыта тонким слоем благородных металлов платиновой группы. 

Принцип работы автомобильного катализатора

Вредные выхлопные газы выходят из камеры сгорания и попадают в каталитический нейтрализатор, внутри которого установлено по 2-3 блока сот с напылением благородных металлов. Газы разогреваются до нужной температуры 750-850 градусов, происходит химическая реакция, в результате которой вредные соединения распадаются на безопасные. 

Строение катализатора
Строение катализатора

Проблемы связанные с катализатором

Основная проблема, которая возникает при эксплуатации каталитического нейтрализатора, связана с его коротким сроком службы. Указанный производителем срок эксплуатации бывает 100-150 тысяч километров пробега, но на практике он получается еще меньше. В связи с этим, многие автовладельцы сталкиваются с необходимостью его замены, поскольку при забитом катализаторе датчик посылает сигнал на ЭБУ, в результате чего автомобиль выдает ошибку и начинает корректировать процесс зажигания топлива и состав топливо-воздушной смести, после которого машина теряет в мощности. 

Оплавление катализатора
Оплавление катализатора

Решение проблемы

Решение проблемы с отработанным катализатором кажется очевидной – просто установить новый, но проблема в дороговизне данного элемента из-за наличия благородных металлов. Кроме того, новый катализатор также быстро выйдет из строя как старый, поэтому многие автолюбители ищут другое, более эффективное решение этой проблемы.

На относительно старых моделях с одним датчиком кислорода была возможность просто выбить соты и ездить без них. Хотя вредные вещества начинали попадать в атмосферу, проблема для автовладельца решалась. В третьем поколении каталитических нейтрализаторов стали устанавливать два датчика кислорода до и после катализатора, что не позволяло просто выбить соты, так как второй датчик фиксирует неочищенные выхлопные газы и продолжает посылать ошибку. 

Чтобы решить эту проблему можно перепрошить ЭБУ под Евро-2. Евро-2 – это экологический стандарт, при котором устанавливался один датчик кислорода на катализатор. В прошивке удаляются все упоминания о нижней лямбде, это позволит ездить с выбитыми сотами. Сложность этого метода заключается в необходимости найти действительно хорошего специалиста и быть предельно осторожными при установке новых прошивок. 

Мини-катализатор на датчик кислорода
Мини-катализатор на датчик кислорода

Другой метод решения проблемы – это установка обманки во второй датчик кислорода. Вторая лямбда начинает фиксировать допустимое количество вредных веществ, поскольку из-за обманки в нее поступает только ограниченное их количество. Для Евро-3 подходили совсем простенькие пустотелые обманки, а для Евро-4 и Евро-5 уже придуманы другие с мини-катализаторами, которые имитируют реальный каталитический нейтрализатор. Помимо этого есть электронные обманки. 

Пламегаситель вместо катализатора
Пламегаситель вместо катализатора

Из недостатков выбивания катализатора можно назвать появление неприятных запахов, которые особенно могут чувствоваться в пробках. Также меняется звук выхлопа, но это решается установкой пламегасителя, который снижает температуру выхлопных газов и уменьшает их резонанс. При удалении катализатора мощность прибавляется незначительно, но вместе с установкой специальной системы «паук» можно добиться примерно 6-процентроной прибавки, что уже существенно. 

Специфика корейских автомобилей

Пример разрушенного катализатора с Kia Ceed
Пример разрушенного катализатора с Kia Ceed

Отдельно стоит осветить специфику каталитических нейтрализаторов на южнокорейских моделях марки Kia и Hyundai, которые славятся своим низким качеством. Владельцы корейских автомобилей быстрее других сталкиваются с необходимостью решения проблемы с катализатором. Соты этих катализаторов изготавливают из керамики, что делает из хрупкими, особенно в российских условиях низких температур, когда при длительном прогреве большое количество несгоревшего топлива попадает в катализатор, где должно перерабатываться, но этого не происходит из-за низкой температуры. В результате топливо накапливается внутри катализатора и по достижению нужного нагрева сгорает все. Как итог некачественная керамика трескается или оплавляется, а керамическая пыль может попасть в выпускные клапана мотора. 

В заключении

Рекомендуем в любом случае следить за состоянием катализатора в вашем автомобиле, какой бы он ни был марки и модели. При возникновении проблем с данным элементов не полениться заехать на СТО и проконсультироваться с мастером каков масштаб проблемы что именно можно сделать с катализаторов в вашем конкретном случае.

Поделитесь с друзьями
Комментарии

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector