Сабвуфер – это устройство, предназначенное для воспроизведения низкочастотного звука и необходимое для полноценного звучания всей акустической системы. Человеческое ухо способно слышать звук в диапазоне от 20 до 20000 герц. Низкочастотный звук – это звук в диапазоне от 20 до 500 герц. Низкие частоты – басы, дают возможность прочувствовать грув музыкальной композиции, глубже погрузиться в атмосферу. Басы добавляют объем, динамику музыки, делают ее полной.
Обычные небольшие широкополосные динамики, которые устанавливают в автомобили, по заявлениям производителей, как правило, способны воспроизводить звук от 45 герц. Однако, это не совсем верно. Басы с частотой 45 герц через эти колонки действительно слышно, но только при отсутствии более высоких частот, то есть в чистом виде. В случае же, когда на такой динамик подается музыкальная композиция, высокие звуки от 100 герц будут воспроизведены гораздо громче и полностью заглушат басы. Именно для того чтобы четко слышать низкие частоты и устанавливают сабвуферы.
Типы сабвуферов
Сабвуферы делятся на два типа:
- активные;
- пассивные.
Первый обладает встроенным усилителем. Второй – нет, но нуждается в нем, и чтобы его подключить, необходимо использовать внешние усилители звука. Акустическая система с активным сабвуфером гораздо проще в подключении. Однако, пассивный саб, если его грамотно настроить, покажет большую глубину звука. Отдельный сабвуферный динамик также считается пассивным сабвуфером и предполагает изготовление под него корпуса и покупку усилителя.
Технические характеристики
Определившись с типом сабвуфера, необходимо выбрать динамик подходящего размера. Существует миф, что чем больше динамик, тем лучше. Однако это не верно. Сабвуфер должен соотноситься с остальной акустической системой, чтобы басы сочетались с другими более высокочастотными звуками. Гигантские же сабы просто заглушают любой другой звук и насладиться полнотой звучания не получится. Наиболее рациональным для автомобиля считается динамик диаметром 25-30 см.
Одним из наиболее важных параметров является мощность. Оптимальным вариантом для автомобиля является сабвуфер мощностью 150-250 Вт. При этом мощность сабвуфера должна быть никак не меньше суммарной мощности всей акустической системы автомобиля. Но прослушивая музыку через 500-ваттный динамик можно уже повредить слух, это тоже необходимо учитывать. Выбирая мощность нужно обращать внимание не на максимальный показатель, который предпочитают указывать производители, в силу того что он выше, а на номинальный.
Виды конструкции корпуса сабвуфера
Корпусные сабвуферы могут иметь разную конструкцию:
- Закрытый ящик – динамик размещается в стенке герметичного ящика излучателем внутрь или наружу.
- Ящик с фазоинвертором предполагает наличие четко рассчитанного воздуховода (фазоинвертора) в ящике. Имеет повышенный КПД, но сложен в настройке и выдает бас худшего качества нежели закрытый ящик.
- Bandpass – корпус ящика разделен на две камеры перегородкой, в которую устанавливается динамик. Имеет сложную систему отводных портов. Выдает еще более мощный, но низкокачественный бас.
Ценs и бренды
На сегодняшний момент на рынке предложено большое количество сабвуферов различных типов и брендов в разной ценовой категории от 1 до 1000 тысяч рублей. Наибольшее предпочтение покупатели отдают динамикам за 10-15 тысяч. Рекомендуется выбирать продукцию известных брендов, чтобы не точно разочароваться в покупке. Среди популярных производителей сабвуферов такие компании, как Sony, JBL, Pioneer и другие.
Заключение
Сабвуфер – это лишь один из компонентов акустической системы. Не имеет смысла устанавливать мощный саб под слабую акустическую систему и наоборот. Все компоненты акустики должны быть грамотно подобраны друг к другу. Простой сборки компонентов акустической системы не достаточно для получения качественного звука. Требуется еще грамотная настройка, которую рациональнее поручить профессионалам автозвука, нежели заниматься этим самостоятельно. Также стоит учитывать, что в автомобиле всегда присутствуют посторонние низкочастотные шумы. Чтобы они не заглушали звук сабвуфера, требуется качественная шумоизоляция.
автор не прав,фазоинвертор это не труба,а сам ящик-он может быть открытый,закрытый,с сечением отверстий разных форм-определись с понятиями сначала,сч не заглушает нч,а дин не способен звучать на 45 гц,потому что его резонансная выше,а значит всё,что ниже резонансной это спад и тишина не зависящая от величины смещения диффузора