Многие автолюбители мечтали о мощном бензиновом или экономичном дизельном двигателе, других изменениях в оснащении легендарной модели. «Нива» действительно могла стать лучше, но не все разработки были реализованы. Какие идеи конструкторов остались только на бумаге или в макетных образцах, рассмотрим в тематическом обзоре.
Мощный двигатель с хорошими тяговыми параметрами
Основу нового внедорожника собрали из функциональных узлов заднеприводных моделей для удешевления производства. По этой причине под капот поставили самый мощный мотор от «классики» ВАЗ-2106 с объемом 1,6 л – 75 л. с. Последующей модернизацией в начале 90-х прошлого века увеличили параметры до 1,7 л и 80 л. с. соответственно.
Однако развитие могло быть иным при выборе мотора Twin Cam от Fiat 125. Соответствующая документация была передана ВАЗу в рамках общего лицензионного соглашения с итальянским концерном. В семействе силовых агрегатов были модели с объемом до двух литров, которые развивали мощность 114 л. с. и создавали крутящий момент до 157 н*м. Тяговитый двигатель мог значительно улучшить технические характеристики «Нивы».
В середине 80-х разработали бензиновый двигатель ВАЗ-320 с объемом 1795 см куб. Ходовой макет развивал 90 л. с. Развитие этой серии предполагало создание 16-клапанной версии с мощностью более 130 л. с.
Интегрированная «раздатка»
Жуткий вой и вибрации, который создает этот механизм, являются характерными недостатками советского внедорожника. Проблемы обусловлены конструкторским решением – раздельной установкой «раздатки» через компактный карданный вал. Однако на экспериментальном прототипе с кодовым обозначением Э2121 применяли цельную систему соединения функциональных компонентов силового агрегата.
По результатам пробных испытаний определена недостаточная прочность редукторов. Для разделения тяги в равной пропорции решили применить постоянный полный привод с отдельным узлом трансмиссии. Такое решение позволило сохранить имеющуюся на заводе технологию сборочных операций, обеспечить унификацию рабочих процессов для уменьшения производственных затрат.
Дизельный мотор
Двигатели на тяжелом топливе создавали в Советском Союзе для оснащения танков, локомотивов, тягачей и другой тяжелой техники. Легковушки комплектовали только бензиновыми силовыми агрегатами. Но в начале 80-х конструкторам ВАЗа поручили создать соответствующий «дизель». За основу взяли серийный бензиновый мотор. Отдельные части скопировали с моделей ВАЗ 2103 и 2108.
Предполагалось создание серии моторов с объемом 1451 и 1689 см куб. в атмосферном и турбированном вариантах. Однако в 1988 году разрушительные процессы перестройки заставили забыть о перспективном проекте. Модифицированный двигатель, развивавший всего 53 л. с., пытались ставить на универсал ВАЗ-2145 в конце 90-х. Однако к этому времени конструкция слишком устарела. ВАЗ-21215 с дизельным мотором Peugeot выпускали в середине 90-х мелкими сериями для поставки на зарубежные рынки.
Увеличенный салон
Каким мог стать обновленный внедорожник, демонстрируют экспериментальные образцы 1987 года. Расширенная центральная стойка увеличила пространство салона. Автомобиль оснастили независимой подвеской всех колес, новым рулевым механизмом. Изменения в конструкции значительно улучшили плавность хода и устойчивость траектории при высокой скорости.
На этих машинах разработчики хотели ставить новые двигатели, трансмиссию с интегрированной «раздаткой». Однако все планы перечеркнул 1991 год, когда развал Советского Союза сопровождался стремительным ростом цен.