Первые соревнования на автомобилях в Советском Союзе организовали энтузиасты. Участие в таких гонках не приносило участникам прибыль и славу. Однако по мере опускания «железного занавеса» в середине 50-х годов прошлого века стали возможны поездки спортсменов за рубеж. Были приняты решения о популяризации достижений отечественного автопрома. Весной 1957 г. в Москве провели официальную гонку международного уровня с участием более 100 экипажей из разных стран.
История успехов и провалов
Начальный период участия в международных соревнованиях сопровождался множественными проблемами. Плохие результаты подтвердили на практике недостаточную мощность силовых агрегатов «Запорожца», чрезмерный вес «Волги» ГАЗ-21.
Постепенно сильнейшая команда страны была сформирована из «Москвичей» (завод МЗМА, позднее – АЗЛК). Преимущественные показатели обеспечил 4-цилиндровый мотор УЗАМ-412. Последовательной модернизацией мощность силового агрегата увеличили до 150 л. с. Надежность подготовленных автомобилей подтверждена успешным прохождением сложной марафонской трассы по маршруту Лондон – Сидней (16000 км). Советские спортсмены заняли 4-е место в командном зачете.
Одним из высших достижений «Москвичей» стало третье место, которое занял литовец Стасис Брундза в 1972 году. Вторую позицию завоевал с большим трудом именитый конкурент Вальер Рерль, выступавший на мощной раллийной версии Ford Capri RS.
Новый этап развития раллийного спорта обусловлен выпуском «Жигулей». На первых же соревнованиях новый автомобиль опередил «Москвич» и помог гонщику занять второе место в абсолютном зачете.
От серийной модели подготовленный ВАЗ-2101 отличался усиленным каркасом безопасности. Установили другие функциональные компоненты:
- эффективные амортизаторы Koni;
- шины Pirelli;
- надежные карбюраторы Weber.
Второй бензобак обеспечил достаточный запас топлива.
Лучший автомобильный гонщик СССР Брундза после пересадки на ВАЗ-2103 смог занять первую ступень пьедестала на знаменитой гонке «1000 озер» в Финляндии. Однако постепенно боле мощные иномарки полностью вытеснили советскую технику с первых позиций.
Кроме технических преимуществ определенное влияние на результаты оказало изменение формата гонок. Прежде раллийные соревнования проводили на протяженных трассах с дальностью более 10000 км. Участки составляли из дорог общего пользования. В таких условиях решающее значение имела надежность техники.
Новые соревнования стали проводить на закрытых трассах с подготовленными скоростными участками. Для победы в таких соревнованиях машины оснащали форсированными двигателями большой мощности. Успех обеспечивали следующие критерии:
- быстрое ускорение;
- точность удержания траектории при прохождении сложных участков;
- высокая максимальная скорость.
В начале 80-х годов окончательно сформировалось убедительное преимущество в управляемости переднеприводных моделей. Даже хорошо подготовленная версия Lada VFTS не могла конкурировать на равных в международных соревнованиях. Последнее значимое высокое место на этом автомобиле советские спортсмены заняли в 1984 году на ралли «Балтика».
Из серийной «восьмерки» ВАЗ сделали полноприводную машину с двигателем 160 л. с. Однако этого потенциала было недостаточно для обгона автомобилей с 2-кратным превосходством по мощности. Финальную точку поставил запрет FIA на проведение соревнований в группе B.