12 июня 1999 года произошло одно из самых зрелищных событий в истории автомобильного спорта. Тогда гоночный автомобиль Mercedes-Benz CLR, участвующий в заезде в Ле-Мане оторвался от земли и пролетел несколько метров над автодромом. Вспомним, что произошло в тот день, и разберемся в причинах такого феномена.
История полета Mercedes-Benz CLR над Ле-Маном
Для команды Mercedes-Benz гоночный сезон 99 года начинался крайне благоприятно и сулил большой успех. Специально к этому сезону был разработан новый прототип CLR, на который возлагались большие надежды.
Всего было построено три единицы Mercedes-Benz CLR, которые прошли серьезные испытания перед соревнованием. Болиды ппоехали около 40 тысяч километров пути в рамках тестирования, а также пережили симуляцию марафона продолжительностью 30 часов. Так что в тщательности подготовки этой модели к соревнованиям не стоило сомневаться, команда была намерена добиться успеха с этим прототипом. Однако, уже в день соревнований многим было понятно, что строение автомобиля далеко от стабильного.
Первое происшествие с автомобилем под номером 4 произошло во время свободных заездов. Пилотировал автомобилем тогда Марк Уэббер, который впоследствии все описал в своих воспоминаниях. Пилот почувствовал, что нос машины стал легче и первое время даже не обращал на это внимания. Но быстро стало понятно, что автомобиль не удается вернуть к земле. Болид продолжал набирать высоту, в точности как это делает самолет на взлетной полосе, а вскоре машина полностью оторвалась от дорожного покрытия. Пролетев некоторое расстояние, болид трижды обернулся вокруг своей оси и приземлился на колеса. Пилот был в порядке и смог получить допуск к соревнованиям.
Через два дня Mercedes-Benz собрали автомобиль вокруг нового кузова и прототип приступил к заезду с тем же пилотом. Машина вновь оторвалась от земли и, пролетев некоторое расстояние, снова приземлилась, но уже не на колеса, при этом не остановилась, а продолжила движение со скоростью порядка 150 км/ч. Марк Уэббер и на этот раз был в порядке, но продолжать соревнования уже не мог.
Все это произошло за пару часов до начала марафона, и перед командой Mercedes-Benz стояла непростая задача. Снять свою кандидатуру с соревнований означало подорвать авторитет команды. Однако на тот момент все были уверены, что проблема кроется только в болиде под четвертым номером. Тогда переднюю часть машины оснастили дополнительными закрылками, что позволило на целых 25% увеличить величину прижима. Автомобиль отправили на заезд вместе с пилотом Питером Дамбреком. В итоге Mercedes-Benz CLR вновь взлетел, автомобиль даже пересек ограждение трека. Единственный продолжавший участие в марафоне автомобиль Mercedes-Benz CLR был отозван с соревнования.
Причины неполадок
Сама конструкция гоночного болида порождает подъемную силу, однако все прототипы оснащают большим количеством антикрыльев и других элементов, сводящих подъемную силу к нулю. Но если переднюю часть автомобиля поднять, под него попадет такое количество воздуха, что машина поднимется в небо с легкостью, подобно фанере при сильном ветре. Это и произошло с Mercedes-Benz CLR. Прототип получил огромные свесы, каждый из которых выпирал более чем на метр. При наборе скорости они работали как рычаг. В дополнение ко всему автомобиль отличался крайне короткой колесной базой.
Во время гонки передок машины разгружался под воздействием турбулентности от впереди движущегося болида, а неровности трассы усиливали нестабильность и на скорости порядка 300 км/ч происходил взлет.
В заключении
После такого происшествия началось дело в отношении администрации соревнования, поскольку уже после первых двух взлетов Mercedes-Benz CLR, данному прототипу нельзя было выдавать допуск на марафон. Но организаторы гонки совместно с командой Mercedes-Benz были уверены, что проблема заключалась лишь в экземпляре под номером 4. После происшествия организаторы были вынуждены внести изменения в регламент соревнования, которые описывали параметры аэродинамических деталей машин. Бытовало мнение, что все экземпляры Mercedes-Benz CLR были разобраны, дабы не напоминать о крайне неудачном соревновании. Но 11 лет назад был обнаружен один из прототипов, принимавших участив в заезде в Ле-Мане.