Автобусы из нашего детства: от Икарусов до РАФиков

Все мы взрослые дяди и тети имеющие автомобили, когда-то ездили на общественном транспорте, кто-то меньше, кто-то больше. Что было вполне характерно для советского времени, да и для начала 90-х – так это единообразие на дорогах. Практически на всех просторах СНГ от Душанбе до Архангельска часто ездили автобусы одной и той же модели. И зачастую будет приятно освежить память и вспомнить о тех добрых машинах, которые возили утром в школу или на тренировку.

КАВЗ
КАВЗ

ЛиАЗ – 677

ЛиАЗ - 677
ЛиАЗ – 677

Если вы никогда не пытались балансировать на задней площадке без поручней, если вы не знаете звука «грохочущих» бутылок в автобусе, то вы слишком молоды и можете переходить к следующему автобусу. Впрочем, и этот экземпляр довольно технически интересен для своего времени. Начало 60-х годов, а автобус оборудован двухдиапазонной автоматической коробкой передач и пневматической подвеской. Правда все преимущества коробки нивелировал двигатель, не самый мощный, но чрезвычайно прожорливый. А пневмоподушки часто страдали из-за качества резины и лопались, в итоге автобусы ездили подкошенными. Это самый распространённый городской автобус на территории бывшего СССР, около 200 тысяч экземпляров было выпущено за все время.

ПАЗ – 672

ПАЗ – 672
ПАЗ – 672

Впрочем, если вы родом не из крупного города, то вам более знаком этот автобус. Автомобиль построен по заветам КАВЗ на грузовой основе, а именно на базе ГАЗ-53. Но в отличии от Курганских автобусов был разработан с бескапотной компоновкой. Паз предназначался для сельской местности, где по мнению руководителей важен не комфорт, а ресурс и проходимость. Автобус использовался буквально во всех отраслях жизни. Из-за задней двери автобус по сей день используют в качестве специализированного авто. Но были и положительные предназначения, например, “Пазики”, бессменные деревенские школьные автобусы. Производство прекращено в 1989 году, было произведено более 300 тысяч штук. Дело 672го продолжает ПАЗ-3205, который производят по сей день. Концептуально тот же самый автомобиль. Более дешевой и практичной альтернативы в России просто нет. Потому автобус до сих пор покупают.

РАФ – 2203

РАФ – 2203
РАФ – 2203

Несмотря на то, что в 90-х производство микроавтобусов зачахло, их еще очень много оставалось на территории СНГ в начале 2000-х. Благо “Рафик” был построен буквально на базе 24-ой Волги и запчастей хватало с лихвой. В номенклатуре можно встретить около 40 областей применения и модификаций РАФика. Но, пожалуй, одним из самых главных предназначений прибалтийского микроавтобуса было спасение простых граждан. Большинство городских машин скорой помощи были построено именно на его базе. В 90-ых в Прибалтику пришла европейская свобода и завод очень быстро зачах без поставок Горьковских комплектующих. А вот на ГАЗ не расстроились, именно крах РАФ позволил развить модель ГАЗель и выжить старейшему отечественному автомобильному предприятию.

РАФ – 2203
РАФ – 2203 “Скорая Помощь”

Ikarus-280

Ikarus-280
Ikarus-280

Икарус намного веселее и вместительнее Лиаза. Еще бы, а вы пробовали ездить на ходу в гармошке? А когда автобус поворачивает? Автобус вмещал в себя 180 пассажиров. Да, все равно набивался под завязку, но сидячих мест было куда больше. На данный тип Икарусов ставили большой ассортимент двигателей, в том числе от MAN и DAF. В 90-х венгры для резко обедневшей страны предложили программу ремонтного обновления автобусов. Благодаря этому 280-е пережили трудные времена. 280-ый конечно же очень крут, но самые теплые воспоминания к следующему герою.

Ikarus 256

Ikarus 256
Ikarus 256

Жаркое лето и родители собирают тебя на юг, на море. Вы едете на автовокзал, а потом грузитесь в этого красавца. Огромное счастье сидеть ближе к водительскому месту, чтобы видеть дорогу в широком лобовом остеклении и спидометр. Водители частенько разгоняли этого красавца до 100 километров в час. Да, может быть ЛАЗ-699 тоже мог так разгоняться, но весь салон бы просто оглох. Венгры несмотря на то, что страна была социалистическая, при постройке Икарусов брали от капитализма лучшее. В случае с 256-м это трансмиссия и рулевое управление от ZF. Сегодня можно сказать, что в салоне было довольно шумно. Но убаюкивающий дизельный двигатель просто сказка по сравнению с ревущим бензиновым агрегатом.

Ikarus 256
Ikarus 256

Заключение

ЛАЗ 699
ЛАЗ 699

Вот, пожалуй, и все, что мы хотели бы отметить в такой ностальгической заметке. Возможно, в ваших населенных пунктах или даже странах были популярные какие-то другие модели общественного транспорта. Была ли в вашей жизни модель автобуса, что запала вам душу или забавная история, связанная с ним? Обязательно расскажите в комментариях!

Оцените статью
( 29 оценок, среднее 4.21 из 5 )
Поделитесь с друзьями
Комментарии

  1. Олег

    А где же массовые и легендарные и многими любимые ЛАЗы 695 семейства

    Ответить
    1. александр

      вот именно! ЛАЗ-695Н (рейсовый..пригородный) был хороший автобус.

  2. александр

    оч нравились “туристы” ЛАЗы 697Н и Р (здесь почему-то не показаны) и 699Р-(особо скоростной). самые классные -автобусы (дальнего следования) были! в ту эпоху.

    Ответить
  3. Сергей

    Не было никакого грохота от мотора в ЛАЗ-697Р,- 699Р. Машины довольно тихие, комфортабельные и скоростные. Сиденья в них удобнее, чем на “Икарусах”. Вот попался один раз на экскурсию ЛАЗ-695М выпуска 1973 года, тут -да! Я хоть и впереди сидел, но и 4 динамика не спасали, когда экскурсовод начинал что-то рассказывать по ходу пьесы, скорость снижалась до 80 км/ч, так еще можно было слушать. Машина шла 100-110 км/ч, казалось сейчас преодолеет звуковой барьер))). Чтобы не быть голословным, я помню даже гаражный номер – 3241, 3-й автобусный парк г.Ленинграда. Гос.№ 88-01 ЛЕЧ. Проникся я к “Львам” после этой поездки.

    Ответить
  4. Николай Сураев

    Помню, помню “Икарусы”, на которых добирался из Автозаводского района города Горького в Нижегородский район города, где учился. Автобус отличный, вместительный, но пассажиропоток был великоват. Сейчас в городе метро, все нормализовалось.

    Ответить
  5. Максим

    Лаз 677 нравился больше Икаруса!
    Особенно зимой – он намного теплее был!
    А мальчишками на задней площадке постоянно стояли.
    В гармошке было прикольно на поворотной платформа.

    Ответить
  6. Сергей

    За 50 лет работы за рулем работал на всем этом траспорте и даже больше, из всех самый лучший Икарус 256.

    Ответить
  7. александр

    ЛИАЗ – 677 – скотовоз в народе , жрал в среднем 50 – 60 литров !!!!!!!!!!! С импортным задним мостом RABA MAN , на Икарусе вообще не морочились – хочешь надежно возьми все немецкое : движки MAN,DAF ,MERS ( CUMMINS ) . Коробки ZF и тд поэтому и хорош был . СВАРЗ

    Ответить
  8. Евгений

    От капитализма лучшее? А у капитализма разве есть положительные качества? Уже почти 30 лет у нас капитализм, а ни одного положительного момента в нем не увидел.

    Ответить
  9. Алексей

    Евгений полностью с тобой согласен!

    Ответить
  10. Аноним

    Это все жуткие тоталитарные модели.

    Ответить
  11. Виталий

    А где Икарус 180? Он из моего детства!

    Ответить
Добавить комментарий

Adblock
detector