Формула 1 — престижная международная автогонка, высший уровень соревнований по профессиональному автоспорту. Возникновение автоспорта уходит корнями в соревнования 1920-х и 1930-х годов, хотя официально становление вида спорта началось в 1946 году со стандартизации правил. История гонок шла параллельно с эволюцией автомобилей.
История Формулы-1
Возможность участия в престижной гонке изначально определялось мощностью двигателя, поэтому производители стремились увеличить этот показатель всеми силами. Лишь к 1946 году в заездах было разрешено участвовать как автомобилям с наддувом, так и без него. Первой гонкой по новым правилам стал Гран-при Турина, а победителем вышел Ахилл Варци на Alfa Romeo.
Это были самые конкурентоспособные автомобили тех времен. Победители более ранних заездов, Рудольф Караччиола и Тацио Нуволари уходили из большого спорта, а их места занимали Альберто Аскари, Хуан Мануэль Фанхио. На трассе Сильверстоун прошел первый чемпионат мира.
Набор популярности
Победа в гонке зависит не только от силовых показателей болида, но и от мастерства пилота. Все ведущие производители автомобилей были заинтересованы в том, чтобы их автомобили участвовали и выигрывали, а значит, искали лучших спортсменов. Безусловными лидерами были итальянские команды Альфа Ромео, Феррари и Мазерати. Мир навсегда запомнил гонщиков: Джузеппе Фарина, Луиджи Фаджиоли, Пьеро Таруффи. После 1954 года к заездам допустили автомобили с новыми, 2.5 литровыми атмосферными двигателями.
В результате ряды в игру вступили Lancia и Mercedes-Benz, пригласив в качестве пилотов Альберто Аскари и Мануэля Фанхио. Оснащенный десмодромными клапанами, впрыском топлива, деталями из магния и экзотических сплавов, «обтекаемым» кузовом и другими дополнительными функциями, новый Mercedes начал сезон 1954 года. Фанхио занял поул-позицию на «Гран-при ACF» в Реймсе-Гье с первым кругом более 200 км / ч (124 мили в час) в Формуле-1, прежде чем выиграть гонку после поединка с другим пилотом Mercedes Карлом Клингом , который финишировал вторым.
1958 год стал переломным моментом для Формулы-1. На небольшом поле Ferrari и Maseratis Стирлинг Мосс выиграл Гран-при Аргентины за рулем Купера со средним расположением двигателя. Это была первая победа автомобиля с двигателем, установленным позади водителя в Формуле-1.
Ferrari разработала новый двигатель V6 «Dino» для 1957 года. А в 1958 году Майк Хоторн стал первым британским чемпионом мира F1. Сезон фактически стал началом революции с двигателями среднего класса. 1958 год ознаменовался еще одним событием, введением Международного кубка для производителей.
В 1962 в конструкции был впервые использован монокок, он пришел из авиации и сослужил хорошую службу “на земле”.
Совершенствование аэродинамических показателей стало перспективным направлением развития. В частности, широко использоваться стали антикрылья. Эра турбомоторов наступила в 1980-е годы, ознаменовав собой еще один качественный скачок. К 1987 году мощность моторов превысила 1000 лошадиных сил.
Формула 1 сегодня
Как и много лет назад, корректировка, изменение правил и контроль за их исполнением лежит на международной организации FIA. В первую очередь они призваны обеспечить безопасность гонщиков и болельщиков. Формула 1 – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам. Розыгрыш происходит каждый год и состоит из нескольких этапов или Гран При. Присуждается как индивидуальная победа гонщику, так и Кубок для команды.
Теперь немного о самом заезде. Как уже говорилось, Гран При – это серия заездов, каждый из которых играет весомую роль в конечном начислении баллов.
- Первый этап – свободная практика. Это знакомство гонщиков в трассой. Предполагается два заезда по 1.5 часа и один часовой. Параллельно с ознакомлением, пилот занимается корректировкой настроек и выбирает наиболее успешную стратегию.
- Квалификационный заезд. Он определяет расположение игроков в финальном заезде. Это также серия заездов. Первый предназначен для всех участников, его продолжительность 20 минут. Последующие два по 15 и 10 минут предназначены для победителей.
- Гонка – это финальный заезд. Все участники выстраиваются вдоль стартовой линии, в соответствии и привилегиями, полученными в квалификационных заездах. Протяженность трассы около 300 км, за это время пилоты успевают сделать от 50 до 70 кругов.
Гонщикам можно сочувствовать и завидовать одновременно. У них тяжелая и ответственная работа, за которую они получают баснословные деньги. Прибавьте к этому славу и всемирную известность. Достаточно вспомнить звезду Формулы 1, Михаэля Шумахера. Действительно, у них есть веские причины преодолевать трудности.
- Льюис Хэмилтон – шестикратный чемпион мира, зарплата которого 20 млн. евро.
- Дженсон Баттон – чемпион 2009 года, пока довольствуется 16 млн. евро в год.
- Чемпион 2016 года Нико Росберг, его зарплата составляет 12 млн. евро.
- Нико Хюлькенберг – восходящая звезда, его гонорар сегодня 4 млн. евро.
Действительно, быть гонщиком очень прибыльно. Но добавьте к этому немалую ответственность и риск. Одно неверное движение – и вы в лучшем случае в больнице.
Устройство болидов и экипировка гонщиков
Мотор F1 – это самый сложный и дорогостоящий элемент, который обладает фантастической мощностью и состоит из 1000 деталей. Объем двигателя 3000 см3, в каждом цилиндре до 5 клапанов. Разрешены только 4-х тактные двигатели с поршнем возвратно-поступательного хода. Они обеспечивает от 750 до 850 лошадиных сил. Аэродинамические характеристики постоянно претерпевают изменение на протяжении всей истории Формулы 1.
Огромную роль здесь играют антикрылья. Принцип их работы совместим с технологиями самолетостроения, только там крылья нужны для планирования, а здесь – для возникновения прижимной силы.
Опасный вид спорта требует особого внимания к амуниции пилотов. Особую опасность представляют собой:
- перегрузки. На сложных поворотах они достигают 5g и могут приводить к отслойке сетчатки глаз.
- Удары и столкновения;
- возгорания.
Чтобы минимизировать риски пилота, постоянно совершенствуются прочность кокпита, дуги безопасности, характеристики рулевого колеса и подголовника, настройки подвески и прочность страховочных ремней. На гонщике во время заезда должен быть шлем и подшлемником, беруши в ушах, перчатки и высокие ботинки, а также специальный комбинезон. Яркие комбинезоны нужны вовсе не для красоты, они обладают особенными огнестойкими и прочностными характеристиками.
Пит-стоп и команда
Этот вопрос часто звучит среди людей, далеких от мира гонки. Для чего нужна целая команда, если гонку выигрывает один пилот? Большая ответственность лежит на нем, но успех зависит от слаженности и скорости действия каждого. Во время гонки пилот и команда не могут позволить себе потерю даже одной секунды. При этом правила требуют посетить пит-стоп минимум один раз, то есть на один заезд пилот должен использовать два комплекта шин. Команда достигает 22 человек, у каждого – строго своя роль и отработанные движения. Один откручивает гайку, второй снимает колесо и так далее. В результате всего несколько секунд требуется, чтобы машина была готова продолжить заезд.
Перспективы развития гонки Формула 1
Что касается последнего значительного изменения правила Формулы-1, то в 2017 году основной упор делался на то, чтобы сделать автомобили быстрее и эффектнее. Была предпринята попытка решить эту проблему с помощью более простых передних крыльев на 2019 год, но на самом деле это не окупилось. В технических правилах 2021 года рассматривается совершенствование топливных систем автомобилей. Переход на синтетическое топливо удвоит их содержание на 20%. Общий минимальный вес автомобиля увеличился с 743 кг до 768 кг. Также были пересмотрены ограничения на использование аэродинамической трубы. Перемены также коснутся штрафов за нарушения и регламента расходов. Но финансовые ограничения не вступят в силу до 2021 года.