История автомузуеев в России началась в 1752 году. В ленинградский самородок Леонтий Лукьянович Шамшуренков, увлекающийся механикой, изобрел первую «самобеглую коляску». В движение колеса приводил ворот, который вращали два водителя. Пассажиры располагались в отдельной благоустроенном отвеке. Изобретение очень понравилось императрице Елизавете Петровне. Следующий изобретатель предка современного автомобиля — Иван Петрович Кулибин, создавший в 1791 году «Самокатку Кулибина». Водитель нажимал на педали, приводя коляску в движение. Два пассажира устраивались в креслах за спиной шофера.
Первый паровой автомобиль изобрел в 1830 году петербуржец Казимир Янкевич. Именно это изобретение послужило прототипом современному транспорту. Все это и многое другое можно узнать из рассказов экскурсовода в одном из представленных ниже музеев.
Музей ETS Classic Cars
В этом музее находится один из старейших автомобилей в России, выпущенный в 1902 году. Кроме него, экспозиция богата брендовыми американскими авто середины XX века. Музей находится близ Екатеринбурга, в поселке Кольцово, на территории компании ETS.
Фирма занимается обслуживанием американских грузовиков. Связями с американскими автоконцернами и объясняется богатство коллекции. В отличие от других музеев России, осмотр шикарной экспозиции не стоит ни копейки.
Визит в ETS лучше наметить на теплое время года, когда музей организует уличную выставку.
Добраться до музея просто: он находится в нескольких километрах от аэропорта Кольцово, в одноименном поселке, на улице Реактивная. Летом от терминала до музея можно дойти пешком меньше чем за час.
Музей МСЦ-6 АМО-ЗИЛ
Столичный музей порадует автолюбителей бронированными лимузинами вождей СССР, мобильным комплексом для спасения космонавтов, а также коллекцией автомобилей ЗИЛ, АМО и ЗИС. Экспонаты собирал завод в течение всего прошлого века.
Устроить выставку в производственном здании не могли, не позволяли площади. После закрытия завода экспозицию вывезли в выставочный центр близ парка “Сокольники”. где она и радует посетителей по сей день.
Важный факт: коллекция ретро машин, собранная на государственном предприятии, оказалась, после его гибели, в частных руках. Новые владельцы скооперировались и решили дать народу возможность помнить историю отечественного автопрома абсолютно бесплатно.
Зал не вмещает все экспонаты, поэтому выставки часто меняются. Автомобили дополнены чертежами, макетами, деталями авто и даже внутризаводскими средствами передвижения. Как добраться: отправляйтесь в парк “Сокольники” в Москве, рядом со входом находится выставочный зал.
Патриотическое объединение «Ленрезерв»
Самый примечательный экспонат музея в Санкт-Петербурге — грузовик “Хлеб” из фильма «Место встречи изменить нельзя», а также фургоны на дровах.
Музей находится по адресу Санкт-Петербург, ул. Феодосийская, 4А на территории бывшего завода «Яровит».
Здесь собрана крупнейшая в стране экспозиция транспорта Второй мировой войны. В памятные даты вход в музей свободный, в остальные дни стоит около 300 рублей за взрослый билет. “Ленрезерв” собрал в своих стенах ГАЗы и ЗИСы периода 30-50 годов прошлого века, включая военную технику. Отдельный зал посвящен армейскому джипу марки Bantam в его многочисленных вариантах.
Отдельная выставка представляет автомобили вермахта. Техника прячется за оградой из колючей проволоки, словно в контрационном лагере. Поствоенный период представлен французскими, австрийскими, американскими и венгерскими автомобилями и мотоциклами.
Кроме автомобилей в “Ленрезерве” расположена единственная в мире диорама “Дорога жизни”. Эта масштабная инсталляция имитирует ледовую трассу с реальными автомобилями. Рядом воссоздана реальная ленинградская улица времен блокады, наполненная людьми и машинами.
Открытые фонды Политеха
Еще один московский музей с богатой коллекцией, включающей в себя электромобиль дома Романовых и концепт-кар Ghia Selene производства Италии. Коллекция разместилась в Технополисе «Москва», по адресу Волгоградский пр., 42, к. 5.
Экспозиция была явлена миру на время реконструкции Главного технического музея. Раритетные автомобили были спрятаны в заказниках Политеха, а посетители могли видеть всего два десятка моделей.
Коллекция переместилась на площади бывшего завода «Москвич». Огромные цеха заняты стеллажами с самыми удивительными экспонатами, которые собрал Политех за полтора века.
Отдельные территории заняты автомобильной и мотоциклетной выставкой. Идти в музей лучше группой, стоимость группового билета такая же, как и одиночного.
Музей военной и автомобильной техники УГМК
В уральском городе Верхняя Пышма на территории Уральской горно-металлургической компании недавно открылся музей техники впечатляющих размеров. Здесь собраны танки, пушки, пулеметы, мотоциклы, корабли и самолеты. Экспозиция под открытым небом расширялась и множилась, для нее выстроили огромные павильоны.
Добраться до экспозиции не составит труда, она находится по адресу ул. Александра Козицына, 2. В первом павильоне собраны вездеходы и внедорожники прошлого века.
Второй павильон совсем новый, здесь расположилась техника военного времени и мотоциклы.
Отдельный зал занимает коллекция зарубежных ретро автомобилей и спортивных болидов. Рядом с основным павильоном выставлена сельхозтехника и автобусы. Коллекция музея растет такими темпами, что руководство проектирует третий павильон высотой четыре этажа, под новые экспонаты.
Места, подобные этим пяти собраниям, позволяют проследить развитие технического прогресса не только в России, но и за рубежом. Эти пять музеев возглавляют список лучших, всего же в нем более ста подобных коллекций. Почти в каждом российском городе создаются собрания техники минувших лет. Поэтому не обязательно покупать билет на самолет до Екатеринбурга, прикоснуться к истории можно в своем городе или соседних.