В России классификацию автомобилей и отраслевые индексы моделей ввели в 1966 году. И, хотя в настоящее время автомобильными заводами давно не командует министерство, производители вплоть до недавнего времени продолжали использовать исключительно громоздкую и не всегда понятную систему нумерации.
Все легковые автомобили ВАЗ обозначались индексами с цифрой 1 на втором месте. Первая цифра указывала на рабочий объем двигателя. Причем, переход от 1 к 2 не всегда совпадал с делением на классы. Так, согласно отраслевым нормам, ВАЗ 2101, 2102 и 21013 с двигателем рабочим объемом 1198 см3 должны бы были называться — 1101 и т. д., а 2108 с двигателем 1100 см3 (была такая экспортная версия — 21081) — ВАЗ-1108.
Третья и четвертая цифры обозначали порядковый номер модели. Заводы присваиваивали их сообразно собственной логике. Так, VAZ 2104 появился позднее «пятерки» (2105). Пятая позиция указывала на модификацию. Иными словами, ВАЗ 21083 – это версия «восьмерки» с мотором 1,5 л (базовый двигатель 2108 — 1,3 л). Шестая цифра исполняла роль индекса специфического исполнения. Например, особенно маркировались модификации с правым рулем.
Позиции, расположенные после дефис, свидетельствовали о том, что перед нами машина в спортивном исполнении. Так, ВАЗ 21093-20 – это «девятка» с впрыском; ВАЗ-21083-16 – «восьмерка» с увеличенным до 4,33 передаточным отношением и спортивной коробкой передач с усиленными валами и шестернями. Факультативный индекс «-37» после указания основного (базового) индекса модели обозначает, что перед нами спортивная модификация с шестнадцатиклапанным двигателем и рядом других технологических изменений.
К счастью, в последнее время от этой, мягко говоря, диковатой практики все-таки решили отказаться Флагманом новой тенденции – быть ближе к потребителю – стала новая модель Lada Kalina.
Хотя эта машина точно так же, как и ее предшественники, имеет цифровые название, едва ли кто-то пользуется ими. Бренд «Калина» замечательно прижился на российском рынке. Оно и закономерно: чтобы бороться со все более сильными зарубежными, нужно пойти на встречу людям. И вполне разумно было начинать именно с человеческого названия.
«АвтоВАЗ» приступил к производству седанов семейства «Лада Калина» в ноябре 2004 года. В настоящее время выпускается в следующих модификациях: седане «ВАЗ Калина» 1118, хэтчбэке «ВАЗ Калина» 1119 и универсале «ВАЗ Калина» 1117. Все семейство автомобилей Lada Kalina ВАЗ 1118 по европейской классификации относится к верхнему сегменту класса «B». До постановки на конвейер этой модели на российском рынке класс «В» был представлен только зарубежными автомобилями.
Но самое интересное – именно на базе хетчбэка «Калины» в настоящее время строится серийный спортивный автомобиль LADA Kalina 11193-37, подготовленный специально для монокласса кольцевых автомобилей «Кубок LADA Kalina» с объемом двигателя 1,4 л. Главная особенность автомобиля — новый двигатель рабочим объемом 1,4 литра. 4-цилиндровый 16-клапанный мотор обеспечивает мощность 110 л. с. при 7200 об/мин и максимальный крутящий момент 140 Нм при 5100 об/мин. Максимальная скорость достигает 200 км/ ч, время разгона от 0 до 100 км/ч – сенсационные для российского автомобиля 8 секунд. Новый спортивный автомобиль оснащается доработанной серийной подвеской с увеличенной угловой жесткостью, КПП с измененными передаточными отношениями, усиленными приводами колес и тормозами.
«Мы ведем испытания нового двигателя в форсированных условиях гонок, и готовим автомобиль, который, возможно, в будущем сможет занять одну из незаполненных нишей российского автомобильного рынка», — говорит Главный конструктор ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Губа.
Что ж, хотелось бы уже в наступающем году увидеть по-настоящему конкурентоспособный, быстрый автомобиль отечественного производства. Причем очень надеемся, заряженной окажется в первую очередь техническая начинка, а не цена.
Посмотреть на все автомобили модельного ряда ВАЗ можно тут.