Зимние шины с шипами и без

Одной из наиболее сложных проблем при эксплуатации транспортных средств является проблема обеспечения безопасности движения в зимнее время года. Езда по скользким и заснеженным дорогам чревата тем, что может произойти прерывание контакта шин с дорогой. Автомобиль при этом заносит или вообще сбрасывает с траектории движения, и во многих случаях это заканчивается дорожно-транспортным происшествием. Официальная статистика показывает, что более половины всех крупных ДТП происходит именно в осенне-зимний период.

Мало кто усомнится в том, что для зимних условий необходимо оснащать автомобили зимними шинами для обеспечения улучшения сцепления колес с обледенелой или заснеженной дорогой. Основная причина скольжения по льду состоит в образовании тончайшей водяной пленки в результате подтаивания льда от нагревания при трении.

Производители шин используют несколько приемов для решения проблемы скольжения:
• Двухслойные протекторы. Губчатая резина в поверхностном слое и обычная в основе. Многочисленные поры в губчатой резине обеспечивают прочное сцепление с ледяной коркой за счет «впитывания» порами воды. Кроме того, микропоры создают эффект присосок, что увеличивает тяговое усилие. После полного износа губчатого слоя шина может далее использоваться как обычная летняя или всесезонная. 
• Оснащение элементов протектора многочисленными ламелями (тончайшими зигзагообразными прорезями). Такие шины в народе называют «липучками». При качении такой шины ламели последовательно друг за другом деформируются, создавая большое количество острых граней зацепления за лед, разрушая при этом водяную пленку. 
• Шипы противоскольжения. Для таких шин протектор проектируется отлично от шин нешипуемых. Здесь выступы протектора имеют площадку без прорезей не менее 1,5 см2 для установки шипа, более утолщенный подканавочный слой протектора, чтобы обеспечить надежное зацепление шипа в выступе. Оснащение шин шипами существенно повышает их тягово-сцепные свойства на обледенелых дорогах, снижает на 40-50% тормозной путь. Значительно повышается безопасность криволинейного движения автомобиля и сопротивляемость его заносу.

Схемы ошиповки весьма различны у разных производителей. В принципе исходят из того, что в зоне контакта с опорной поверхностью необходимо иметь 8-12 шипов. Уменьшение количества шипов снижает сцепные качества шины с обледенелой дорогой, увеличение – приводит к повышению износа шипов, шума, снижению эксплуатационных характеристик автомобиля при движении по сухой дороге. Кроме того, в зимних ошипованных шинах следует поддерживать давление примерно на 0,2 атм. больше, чем в обычных шинах. 
Ошипованные шины должны быть установлены на все колеса автомобиля. При их использовании следует избегать резких разгонов и торможений, первые 3-4 сотни километров следует проехать при умеренной скорости для правильной «приработки» шипов в гнездах. При переустановке колес с ошипованными шинами необходимо сохранять направление их вращения.
Сегодня еще продолжаются непримиримые споры о целесообразности ошипованных шин. Их противники, отстаивая свою точку зрения, говорят о разрушении шипами дорожного покрытия, увеличении шума, образовании канцерогенной асфальтобетонной и резиновой пыли, выбиваемой шипами, отдают предпочтение «липучкам» — нешипуемым шинам. Есть страны, например, Германия, где ошипованные шины категорически запрещены, есть и такие, где их применение ограничено.
Объективно, шипы противоскольжения пока еще единственный надежный аргумент против гололеда. И когда речь заходит о сохранении многих человеческих жизней, этому трудно противопоставить что-либо иное.
В заключение несколько советов.
• Ошипованные шины, как уже было сказано выше, должны быть установлены на все колеса автомобиля. Попытки использовать зимние шины только на ведущих осях – это псевдоэкономия. При установке зимних шин только на переднюю ось сила сцепления на задней оси будет значительно меньше, чем на передней, и возникает риск заноса (вращения) автомобиля вокруг передней оси; при их установке только на заднюю ось также возникает неуравновешенность сил сцепления шин передней и задней осей, и возникает опасность заноса при движении при поворотах. 
• Остаточная глубина рисунка протектора для зимних шин должна быть не менее 4 мм.
• При выпадении 25 % шипов шину следует заменить, она становится неэффективна.
• При низкой температуре давление в шине, регистрируемое манометром, может быть ниже, чем на самом деле. Если, например, при нормальной температуре (18-20 оС) шина накачана до 2 атм, то при 8 оС манометр покажет 1,9 атм. Следовательно, показания прибора могут быть неправильно истолкованы зимой при измерении давления. Поэтому зимой не стоит подкачивать шины.

Возьмите на заметку: обледенелая дорога — в 2 раза более скользкая, чем дорога, покрытая снегом; — в 4 раза – чем мокрая или дорога, покрытая тающим снегом; — в 8 раз более скользкая, чем сухая …
Кто какие шины предпочтет: «липучки» или ошипованные – дело вкуса, желания и возможностей. Но использование зимой зимних шин — жизненная необходимость. Слишком высока цена ошибок. Не экономьте на безопасности!

Статья предоставлена информационным ресурсом topof.ru

 

Поделитесь с друзьями
Adblock
detector