Многие ли руководствуются при выборе автомобиля абстрактными соображениями о типе привода? Конечно, гораздо существеннее другие моменты – марка автомобиля, его цена. Однако не стоит забывать, что каждый тип привода имеет свои, пусть и максимально нивелированные в современных автомобилях, особенности. Которые, в свою очередь, очень тесно связаны с ценой и маркой автомобиля…
Передний привод
На фоне заднеприводной техники автомобили с приводом на передние колеса ошибочно воспринимаются эталоном управляемости. Кажется, что их поведение на снегу предельно предсказуемо: передняя ось всегда «нагружена» двигателем: силовой агрегат своим весом постоянно давит на ведущие колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой.
В самом деле, когда передние колеса тянут, а задние послушно катятся за ними, как результат возникает прекрасная курсовая устойчивость. Многие владельцы машин с приводом на передние колеса не без оснований утверждают, что их автомобиль «просунется» где угодно: если машина забуксовала, у водителя в запасе большой резерв, чтобы за что-то «зацепиться» и выбраться.
Итак, главный козырь переднеприводников – отличная курсовая устойчивость. При разгоне даже на очень скользком покрытии машина практически не виляет. На прямых участках действительно лучше тянуть, чем толкать! Это объясняется тем, что двигатель в блоке с коробкой передач давит своим весом на ведущие колеса, что значительно улучшает их контакт с дорожным покрытием, даже если это глубокий снег или лед. Ведущие колеса еще и поворачиваются, и шансы найти «зацеп» для шины возрастают.
Но техника вождения переднеприводной машины сложнее, чем кажется на первый взгляд. В гололедицу в поворотах переднеприводник рано или поздно начинает скользить. Заднеприводные машины в такой ситуации недвусмысленно сообщают своему водителю о плохом сцеплении с дорогой заносом задних колес, а переднеприводные срываются в скольжение резко и непредсказуемо. Представьте ситуацию, когда на скользкой дороге вас откровенно несет по прямой, причем — с заносом задней оси. Естественным желанием человека будет сбросить газ, тогда как нужно увеличить скорость… Снос передней оси не является необратимым, но заставить себя нажать на газ в такой ситуации может далеко не всякий. Задача водителя – всегда чуть-чуть опередить занос упреждающими действиями рулем. Здесь самое главное – строго дозированная игра тягой. Но не все водители способны не растеряться в экстремальной ситуации и четко проделать все необходимые действия, так что в пору зимних гололедов переднеприводных машин в кюветах отнюдь не меньше, чем заднеприводных.
В этой ситуации хочется всего и сразу – как бы собрать вместе достоинства переднего и заднего приводов? Так появляется полный привод, который давно перестал быть эксклюзивным правом внедорожников.
Полный привод
Все мы наслышаны о тех плюсах, которые несет в себе полный привод на дороге. Положительные стороны полноприводного автомобиля лучше всего проявляются на разгоне и торможении. В этом ему просто нет равных: он стремителен, устойчив и так далее. Но любое техническое решение не может иметь только положительные стороны.
Термин «полный привод» – слишком обобщенная модель многочисленных технологий и устройств, характерных для изделий разных производителей, которые различаются развесовкой и распределением тяги по осям, положением центра масс, конструкцией дифференциалов, механической и автоматической КПП, постоянным или подключаемым приводом, блокировками. В самом простом случае у него один мост работает постоянно, второй можно подключить при необходимости. Например, на бездорожье. Подключение дополнительного моста часто накладывает ограничения на скорость движения, и на дороге пользоваться этой возможностью обычно не рекомендуют. Ну а так как 95% времени полноприводной автомобиль, даже созданный для бездорожья, проводит именно на дороге, его сложнейшая трансмиссия почти не используется. Водителю такой машины надо осваивать обычные приемы управления переднеприводным или заднеприводным автомобилем.
Увы обе распространенные технологии полного привода имеют свои недостатки:
1. Трансмиссия постоянно работает в режиме привода на все колеса.
Тот, кто управляет таким автомобилем, никогда не может уверенно сказать, на какое колесо уходит крутящий момент двигателя. Конструкция предполагает три дифференциала. Они съедают разницу пройденного пути в повороте. Но они же позволяют крутиться колесу, стоящему на льду, не давая приложить мощь мотора к другому, стоящему на асфальте. Другими словами, крутящий момент гуляет между всеми колесами независимо от водителя, и ему надо обладать приемами управления и переднеприводным, и заднеприводным автомобилем одновременно. Поймать такую машину в заносе совсем не просто.
2. Трансмиссия имеет постоянный привод на переднюю или заднюю ось.
Самодеятельность этой системы может привести к самым печальным последствиям. На практике это выглядит примерно так: вы подъезжаете к обледеневшему повороту и рассчитываете пройти его, прибавив газу, но в самый ответственный момент машина решает, что дорога скользкая и хорошо бы подключить задний мост. Когда это происходит, передние колеса срываются в снос и неуправляемый автомобиль, подталкиваемый задним мостом, ракетой уносится по прямой. Чтобы компенсировать эти особенности управления, в конструкцию вводят множество дополнительных активных систем: АБС (антиблокировочная система), ПБС (противобуксовочная система), АВС (активная подвеска) и многие другие. Все это удорожает и без того недешевый автомобиль, зато позволяет достаточно безопасно управлять им даже малоопытному водителю.
В заключение скажем, что каждый тип привода хорош для своих условий. Это особенно заметно в автоспорте – автомобили для дрэг-рейсинга и гонок Формула 1 используют задний привод, кроссовые машины практически все переднеприводные, а раллийные – полноприводные. Управляя современным, снабженным всеми активными системами безопасности автомобилем в условиях обычного городского и загородного движения, вы, скорее всего, даже не получите повода задуматься, какой используется привод. Все они одинаково комфортны и безопасны. Однако никакой тип привода не является панацеей в экстремальной ситуации. Спасают только хладнокровие, уверенные водительские навыки и приемы контраварийной подготовки. Учитесь управлять именно своим автомобилем – и его тип привода станет для вас родным и предсказуемым.