В Европейском союзе, в самом его сердце – Брюсселе, существует и действует организация под неброским названием «Европейский центр дорожной безопасности» (European Transport Safety Council). Занимается он тем, что исследует и выясняет, где на континенте самые благополучные, безаварийные – одним словом, безопасные дороги. Анализируя информацию, сотрудники ETSC пытаются выработать такие меры, которые позволили бы сократить число аварий и смертей.
Созданный в 1993 году, центр и по сей день остается независимой бесприбыльной общественной организацией, штат которой насчитывает 150 человек, работающих за счет добровольных взносов общественных и государственных организаций.
Основную сложность работы составляют многоступенчатые расчеты, которые, дают возможность сравнить степень риска на дорогах у государств с абсолютно разными показателями. Например, у Франции и Мальты. Если в первой общая протяженность дорог составляет около 1 млн. км, то во второй — менее 1 тыс. Аналогичная разница и между автопарками двух стран. Поэтому при подсчете неизменно фигурирует несколько переменных: общая протяженность дорог страны, количество машин на них и число смертей в ДТП.
Последнее крупное исследование центра касается смертности на автобанах. Оказалось, что скоростные автомагистрали – это самые безопасные дороги в Европе. На их долю приходится не более 8% всех дорожных происшествий с летальным исходом. Но подобная статистика утешительна лишь в относительных цифрах – в абсолютном выражении это более 3200 человек! По сравнению с Россией – совсем немного… Но только по сравнению с Россией.
Хотя с 2001 по 2006 год общая смертность на дорогах Евросоюза снизилась приблизительно на 5 %. При этом тенденцию к увеличению такого показателя демонстрируют «новоприбывшие» Греция, Венгрия, Словения и, как ни странно, Швеция. А вот показатели Австрии, Швейцарии и Франции как раз снижаются – в среднем на 10–15%.
Швейцария, кстати, и лидирует по показателю безопасности — здесь, как всегда, все очень спокойно. Коэффициент этой страны — 1,41 погибший на 1 миллиард километров пройденных дорог. Далее следуют тихая Дания, Нидерланды и Великобритания (до 2-х человек). В среднем же в странах Европы на каждом миллиарде километров автомагистралей ежегодно погибает 3,65 человек, и наиболее близки к этому числу оказались Германия, Норвегия, Бельгия, Австрия.
Характерно, что между показателями стран с наиболее и наименее безопасными дорогами, наблюдается сильный дисбаланс. Крайне высоким оказался уровень смертности на автобанах Венгрии и Словении – там на пройденном миллиарде киллометров погибает более 8 человек – 6-кратная разница в показателях!
Все эти данные могут учесть и наши сограждане, отправляясь в путешествие по Европе в качестве автомобильных туристов. Например, долетев до Мюнхена, можно взять машину напрокат и отправиться в Австрию или в Италию. Преимущества такого вида туризма очевидны: вы становитесь сами себе хозяевами и на арендованном автомобиле можете нестись по хайвею, не зная забот. Особенно в Германии, где на скоростных магистралях вообще нет ограничений скорости, а виновником ДТП в случае чего признается тот, в кого въехали – ведь это именно он создавал помеху движению. Так что – отправляйтесь в дорогу, только не забывайте об отчете ETSC и будьте внимательны. Особенно на территории Туманного Альбиона с его непривычным левосторонним движением.