Мы живем в эпоху кризиса автомобильного дизайна. Производители, как кажется под копирку штампуют обтекаемые кроссоверы. Автомобили отличаются лишь малейшими деталями, которые выискивают автоблогеры и журналисты. Но в истории были случаи, когда даже именитые бренды, рождали весьма спорные по дизайну авто. Одним из таких автомобилей стала Lamborghini Espada.
Экскурс в историю
В середине 60-х годов производитель тракторов Ферруччо Ламборгини обратился письмом к Энцо Феррари, он жаловался на сцепление в своем Ferrari 250 GT. Феррари посоветовал Ламборгини заниматься строительством тракторов дальше. Ламборгини задели слова Энцо и он решил строить свои суперкары. После нескольких удачных машин свет увидела Lamborgini Miura, ставшая настоящей легендой бренда. Но Ферруччо хотел создать автомобиль с V12 для семейных клиентов и заказал дизайн у агентства Bertone. В 1968 году вышла в свет Espada, что в переводе с испанского означает «Шпага». Все названия Lamborgini связаны с корридой.
Кузов — остриё клинка
Рассказывая о кузове Ламборгини, стоит начать с задней части авто, именно она выглядит наиболее интересно. Espada – это хэтчбек на V12! Да, у автомобиля нет полноценного задней створки багажника, его заменяет поднимающееся заднее стекло на амортизаторах. Грузовой отсек довольно просторный ведь Espada это полноценный Grand Turismo и он создан для дальних поездок. На трассе вы легко можете остаться без одной покрышки, но в подполье ждет полноценная запаска.
Отдельного внимания требуют стеклянная стенка над бампером, через которую проникает свет в салон. Теперь очевидно откуда был заимствован дизайн багажника Toyota Prius.
Если вы обойдете автомобиль вокруг, то не найдете лючок бензобака, а ведь у Espada их целых два. Они очень эффектно спрятаны под имитированными воздухозаборниками по бокам. Очертания кузова имеет клинообразный вид и передняя часть авто будто заострена. Капот открывается в обратную сторону и обеспечивает комфортный доступ к двигателю. Прямо над лобовым стеклом установлена антенна. Сегодня кажется, что эта деталь портит дизайн авто. Но вновь стоит напомнить, что это GT и в путешествиях крайне важно качество радиоприема. Тогда это было показателем качества аудиосистемы.
Салон — удобная рукоять
Заглянув в салон Espada второго поколения вы будете поражены его вульгарностью — малиновая кожа и бархат. Но не спешите делать выводы, это салон в своем лучшем исполнении выглядит очень современно.
Первым, что стоит упомянуть об интерьере спорткара — он четырехместный. Ламборгини после окончания производства 35 лет не производила больше четырехместных легковых авто. Здесь в салоне могут разместиться ваши дети, либо невысокие родственники или друзья.
Водительское место отделено высоким торпедо, подобно некоторым современным моделям BMW. В шестидесятых годах деревянная отделка была признаком дороговизны автомобиля. Однако, итальянцы были законодателями мод и с каждым поколением дерева становилось меньше.
Водителю предоставлен широкий выбор приборов и тумблеров для управления системами автомобиля. Даже контроль над музыкой предоставлен исключительно шоферу. Изящный гоночный руль — дань времени, но выглядит он до сих пор очень эффектно.
Отдельной деталью, характеризующей новаторство может служить конструкция задней форточки. Она весьма незаурядно исполнена и сегодня выглядит довольно кустарно и архаично, но тогда это был способ повышения комфорта задних пассажиров.
Под капотом Espada — пламенное сердце
Во всех поколениях под капотом был 3.9-литровый двигатель V12, который мог называться одним из лучших образцов итальянского моторостроения в 60-х годах. 12-цилиндровое железное сердце развивало 321 лошадиную силу и разгоняла Espada GT до 100 км/ч за 7,5 секунд. Опционально в автомобиле была доступна АКПП, но даже богачи в Европе тогда не очень доверяли технической новинке и в основном автомобили были оборудованы «механикой». Espada является довольном длинным 4.7 метра и тяжелым автомобилем 1 600 килограмм. Спорткар в то время стал скромнее в динамических способностях, но габариты дали подвеске Ламборгини заиграть по-новому. Espada получала довольно теплые отзывы о плавности хода.
Завершение производства и итоги
Lamborghini Espada стала важной вехой в истории Lamborghini. С 1968 года 1978-ой итальянцы продали 1227 машин и это был замечательный результат, для мелкосерийной спортивной марки машин ручной сборки. К тому же, Espada — замечательный опыт, конструкторы отошли от стандартных рамок чисто спортивных авто и создали один и самых странных в истории бренда автомобилей. В этой категории с ним, пожалуй, может потягаться только внедорожник LM002.
Espada стала уникальной в своем роде моделью, сочетающей возможности спорткара, салон седана и необычный дизайн. Удивительно, но сегодня это сочетание вновь возвращается в моду.