На Дастер и другие модели Renault российской сборки устанавливают японские вариаторы Jatco. Изучение особенностей этой трансмиссии поможет исключить ошибки в процессе эксплуатации и продлить срок службы дорогого элемента конструкции.
Конструкция
На сборочный конвейер российского завода поставляют вариаторы двух типов. Модель CVT7 предназначена для сравнительно легких условий эксплуатации. Такую трансмиссию с 2-ступенчатой передачей планетарного типа ставят на машины с передним приводом и атмосферным двигателем с объемом цилиндров 1,6 литра, которые развивают мощность 117 л. с.
Другая модель (CVT8) способна без повреждений передать большой крутящий момент на ведущие колеса. Такой вариатор устанавливают на полноприводные машины в паре с более мощным турбированным мотором:
- объем – 1332 см куб.;
- мощность – 149 л. с. (5250 об/ мин);
- крутящий момент – 250 ЕН*м (1700 об/мин).
Эту трансмиссию дополнили крупным радиатором для более эффективного охлажд6ениямасла. Перепады давления в системе сглаживают дополнительные гидроаккумуляторы.
Как работает вариатор
Чрезмерные нагрузки на механические функциональные компоненты вариатора сглаживает гидротрансформатор. Момент блокировки контролирует электроника с учетом показаний контрольных параметров. При плавном старте, соответствующее переключение выполняется на скорости 15±2 км/ч. Если надавить педаль газа резко до упора, рабочий диапазон увеличивается.
В алгоритме работы новых вариаторов учтены особенности внедорожной езды на машине с полным приводом. При включении режима Lock гидротрансформатор выполняет свои функции до 35±5 км/ч. Установкой более эффективного радиатора конструкторы предотвратили перегрев масла. При критичной температуре +135°C автоматически активизируется специальная система защиты.
Специальные меры предусмотрены для предотвращения чрезмерно быстрого износа шкивов и ремня. Процессор под управлением специализированного программного обеспечения вычисляет коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием. При обнаружении рассогласования, включается защитная схема работы. Увеличивается давление масла в магистрали, что сопровождается натяжением ремня. При большой разнице скоростей колес на передней и задней оси принудительно уменьшается тяга мотора.
На следующем рисунке отмечены функциональные компоненты вариатора Jatco CVT8:
- Корпус гидротрансформатора;
- Главная передача;
- Редуктор планетарного типа, подключающий движение вперед и назад;
- Основной корпус;
- Шкивы с тяговым ремнем;
- Крышка.
Особенности эксплуатации
Любую трансмиссию можно повредить слишком резкой ударной нагрузкой. Такие ситуации возникают при очень быстром изменении скорости вращения колес, если съехать с асфальта на обледеневший участок дороги. Для предотвращения сильного воздействия на функциональные части электроника контролирует подобные ситуации, автоматически распускает гидротрансформатор. В новых моделях Jatco (выпускаются с 2021 года) при возникновении опасной ситуации зажимаются шкивы и распускается фрикцион передачи переднего хода.
В официальной инструкции производителя отсутствуют указания для периодической замены масла. Заливка предусмотрена, если показания специального счетчика достигнут порога 210 000. Этот параметр считывают с помощью специального диагностического сканера.
Сравнительно простая конструкция Jatco подразумевает простоту ремонта. Переборку трансмиссии можно сделать в фирменном сервисном центре за 18-20 тыс. рублей. Общая стоимость восстановительных работ определяется необходимостью установки новых запасных частей. Аналогичная процедура с классическим «автоматом» сопряжена с более высокими затратами.