Вчера в интервью Владимиру Познеру в передаче «Познер» Герман Греф, председатель правления Сбербанка России, ответил на интересующий всех нас вопрос: чем покупка части активов Opel может помочь российскому автопрому? Тем более, что операционный менеджмент, то есть управление непосредственно компанией, будет осуществляться канадской компанией Magna — партнером Сбербанка по этой сделке.
По мысли Грефа, технологии имеют 2 составляющие. Во-первых, это сами люди — квалифицированные инженеры, способные работать на мировом уровне, носители технической мысли, так называемая ноосфера. И уже во-вторых, — собственно инженерные решения.
На сегодня мы отстали от ведущих автомобильных держав примерно на три технологических поколения, что в пересчете на реальное время означает примерно 15 лет. При нынешнем темпе развития наверстать упущенное практически невозможно, даже если работать в спринтерском темпе. К тому же потребовались бы колоссальные инвестиции. Так, чтобы сделать новую модель автомобиля, сейчас нужно вложить от 1 миллиарда до 2,5 миллиардов евро. Именно столько (2,5 млрд.) стоила платформа нового Гольфа.
Мало того, чтобы выдерживать такой объем инвестиций, нужно продавать в год не менее 5-6 миллионов автомобилей — только тогда можно обеспечить денежный поток, который позволил бы каждые 3 года обновлять автомобильную платформу.
Именно поэтому основное условие сделки с GM со стороны Сбербанка — получение прав на интеллектуальную собственность. В перспективе это позволит разместить инжиниринговый и дизайнерский центр с нашими специалистами и доступ к самым последним технологиям Opel, в которые GM за последние 5 лет вложил 6,5 миллиардов долларов. В образованном инжиниринговом центре будут разрабатываться новые модели двигателей, шасси, новые модели кузовов автомобилей.
Если это удастся осуществить, то мы получим совершенно новую генерацию инженеров, которые будут способны работать и создавать самую последнюю технику, убежден Греф.
Еще одна задача — создать вместе с Опелем такой конгломерат, который бы производил 5-6 миллионов автомобилей. Правда, сегодня Опель производит примерно полтора. И задача на ближайшие 5 лет — выйти, хотя бы, на 3 миллиона автомобилей с дальнейшей перспективой либо слияния-поглощения, либо существенного увеличения продаж.
В то же время нынешняя модельная линейка АвтоВАЗ, с точки зрения Грефа, не имеет никакой перспективы. И если стратегический партнер — то есть альянс Renault-Nissan — не сможет ее интегрировать и создать новую платформу для российского рынка, то придется искать другой вариант. Скажем, в альянсе с той же Магной и Опелем. Однако, в любом случае, эта работа должна быть проведена в ближайшие полгода.