По данным аналитического агентства «Автостат», объем автокредитов, выданных банками в текущем году, по сравнению с предыдущим годом, сократился почти в пять раз: с 40-50 млрд. руб. до 10 млрд. При этом, почти две трети российских банков полностью свернули программы автокредитования.
Кроме того, за последнее время ставки по автокредитам существенно возросли – с 12-14% до 25-30, а в некоторых случаях и 40%. Подобные тенденции весьма негативно сказываются на объемах продаж авторынка в целом и в частности на спросе на новые иномарки (до кризиса в кредит приобретался каждый второй автомобиль иностранного производства).
Однако специалисты полагают, что введение государственной программы льготного кредитования поможет спасти положение, но советуют трезво оценить обстановку, приняв во внимание тот факт, что сумма (напомним, она составляет около 2 млрд. руб.), выделенная на субсидирование автокредитов, довольна мала.
Тем временем, список банков, которые будут работать по предложенной схеме, медленно пополняется. О своем желании присоединиться к Сбербанку и ВТБ вновь заявил Россельхозбанк. В своем официальном сообщении банк уже даже определил условия предоставления подобного рода кредитов:
— Максимальный размер кредита не должен превышать 70% от цены приобретаемого автомобиля.
— Кредит предоставляется в рублях, а срок действия договора истекает не позднее 31 декабря 2011 года.
— Процентная ставка по кредиту установлена в размере 18% годовых. Фактическая процентная ставка по кредиту для заемщика составит 9,33%.
— Льготный кредит предоставляется на приобретение новых легковых автомобилей, которые включены в утвержденный Министерством промышленности и торговли РФ перечень и стоимость которых составляет не более 350 тыс. руб.
А вот этот самый перечень, напротив, тает на глазах. Из «окончательного» списка Минпромторг уже вычеркнул фургон ИЖ-27175 стоимостью 200 тыс. руб. и злополучный седан Volkswagen Jetta, обычно реализуемый по цене не менее 580 тыс. руб.
Удивляет тот факт, что в списке не фигурирует ни продукция «ТагАЗа», выпускающего массовый Hyundai Accent базовой стоимостью менее 350 тыс. руб., ни продукция «Автотора», которая тоже, кстати говоря, может составить серьезную конкуренцию попавшим в список авто. По словам представителей Федеральной антимонопольной службы, этим производителям было отказано по причине отсутствия у этих предприятий соглашения о промсборке. На каком основании тогда заводы осуществляют свою сборочную деятельность, остается непонятным.