Ежегодная национальная премия “Автомобиль года в России” – уникальный по своему масштабу проект, целью которого является определение, по мнению российских автолюбителей, лучших автомобилей в каждом классе из числа официально представленных в нашей стране. Однако это не только увлекательный конкурс, в основе которого лежит всенародное голосование, но и масштабное исследование интересов автомобильных покупателей, позволившее социологам создать портрет среднестатистического российского автомобилиста.
Ежегодная национальная премия «Автомобиль года в России» учреждена в 2000 году журналом «Автопанорама» при содействии Ассоциации «Российские автомобильные дилеры». На сегодняшний день конкурс имеет общенациональный масштаб, проект поддерживает целый ряд автомобильных, life-style и деловых изданий, автомобильных телепередач и Интернет-порталов; победа той или иной модели в конкурсе является знаком качества автомобиля, подтвержденным потребителями.
Независимая исследовательская компания Comcon провела собственное исследование, проанализировав возрастной, тендерный и социальной состав аудитории конкурса, ее предпочтения и вкусы. Итоги исследования мы и предлагаем вашему вниманию.
На протяжении всей истории конкурса интерес к нему растет год от года. В нынешнем году аудитория премии удвоилась — 202 776 человек против 104 722 в прошлом году, а количество заявленных в конкурсе автомобилей составило 375 единиц. В нынешнем виде конкурс насчитывает 20 номинаций — 18 классов авто и 2 специальные премии: «Новинки года» и «Любимая марка». Примечательно, что резко увеличилась и доля представительниц прекрасного пола, отдавших свой голос за лучшие автомобили: прошлогодний результат в 15,7 % вырос в два раза. Таким образом, дамы составили почти треть проголосовавших.
Возрастной состав голосовавших по сравнению с предыдущим годом претерпел очень незначительные изменения. Как видно из диаграммы ниже, основная часть аудитории – покупательски активные молодые люди в возрасте 25-34 года.
Любопытные факты
Если сместить фокус с водителей на автомобили, то можно заметить, что, несмотря на постоянно изменяющуюся аудиторию, предпочтения автолюбителей остаются неизменными.
• Около 40% опрошенных владеют автомобилем не старше 3-х лет, более половины из которых – новые иномарки.
• Доля отечественных автомобилей сократилась на 4.7% и составила 22% от общего числа проголосовавших.
• Практически единогласно объектом желания автомобилистов стал автомобиль иностранного производства. 60,5% опрошенных видят себя в будущем за рулем новой иномарки, 39,3% обратили свой взор на подержанные автомобили из-за рубежа.
Большая часть участников отметила, что планирует сменить автомобиль не ранее, чем через год, однако 28,1% мужчин и 26,6% женщин горят желанием сменить “железного коня” в ближайшие 12 месяцев.
Основные критерии при выборе автомобиля
1. Большинство представителей сильной половины отдали свой голос в пользу надежности автомобиля – это качество они признали важнейшем при выборе автомобиля. Характеристику “Надежность” выбрали 75% опрошенных мужчин.
2. На втором месте – безопасность автомобиля. Соотношение цены и качества, которое в прошлом году занимало лидирующую позицию, в этом году отошло на третий план.
3. Что интересно, динамику разгона, объем двигателя и престиж марки, российские мужчины ставят на последние места, отдавая предпочтение удобству салона и дизайну кузова.
Прекрасный пол, отличающийся спокойствием и мягким нравом, среди прочих характеристик отдал предпочтение безопасности автомобиля -76,6%. Второй важной характеристикой 64,6% женщин назвали надежность автомобиля. По вопросам цены и качества, женщины-водители полностью согласились с мужчинами, поставив эту характеристику на третье место. Может показаться необычным тот факт, что характеристикам управляемости автомобиля и объему двигателя (56,3% и 41,5% соответственно) дамы уделили гораздо больше внимания, чем мужчины.
Выбор автомобиля всегда был и остается очень важным шагом для любого мужчины, в связи с чем, они, в большинстве своем, при приобретении машины руководствуются профессиональным мнением журналистов профильных изданий. Дамы же, не мудрствуя лукаво, чаще всего склоняются к мнению своих супругов и друзей среди сильного пола. На женщин, также, чаще всего оказывают воздействие различные маркетинговые акции и специальные ценовые предложения: 42,4% опрошенных дам реагируют на подобную активность продавцов.
Кстати, ценовая политика дилеров не является решающим критерием при выборе автосалона. И мужчины и женщины (77,8% и 77,2% соответственно) на первое место поставили вежливость и профессионализм персонала. По остальным же параметрам единодушия не наблюдается. Мужчины желают избежать очереди на автомобиль, поэтому большинство отдали свой голос в пользу наличия автомобилей на складе. Женщины же – напротив, готовы терпеливо ждать выбранную модель, но не желают участвовать в длительных процедурах оформления покупки: 67,1% женщин заинтересованы в быстром и простом приобретении автомобиля.
Если суммировать все данные, средний российский потребитель – это мужчина 25-34-х лет, специалист с высшим образованием. Он вполне обеспечен, но не может себе позволить бездумно выкинуть деньги на первый понравившийся автомобиль. Чаще всего, объектом его желания станет машина зарубежного производства, в большинстве случаев — абсолютно новая.
Интересен тот факт, что среди голосовавших увеличилось число тех, у кого пока нет автомобиля. Но это лишь свидетельствует о том, что интерес к автомобильному рынку растет из года в год. Российский потребитель начинает более осознанно и вдумчиво выбирать автомобиль, он интересуется статистикой и читает профессиональные статьи в журналах. У производителей, на основе полученных данных, есть возможность предугадать пожелания покупателей и предложить новинки, которые понравятся сегодняшнему покупателю.
Итоги конкурса будут подведены 26 марта, прямая трансляция церемонии награждения будет доступна на сайте.