Увы, в последнее время статистика ДТП весьма и весьма печальна – в год на дорогах России, по сообщению экспертов, погибает «один маленький город». Причем большинство аварий происходит, конечно же, в темное время суток и года, когда начинающим (да и не только) водителям достаточно трудно спрогнозировать аварийную ситуацию и вовремя среагировать на нее. Зимой нас поджидает целый ряд трудностей – плохая видимость, гололед, ранние сумерки. В это время года по возможности надо отказаться от лихачества и авантюризма — цена ошибки на зимней дороге может оказаться слишком велика. Общие рекомендации, как и в любое время года, — оставаться бдительным и сосредоточенным, педантично соблюдать ПДД, следить за исправностью своего автомобиля. Но есть и несколько специфических моментов, касающихся вождения именно в зимних условиях. На них и хотелось бы остановиться сегодня.
Зимой скорость движения должна быть намного ниже, чем летом. Ее нужно выбирать строго в зависимости от дорожных условий. Сбрасывать скорость перед поворотом нужно заблаговременно. Так можно легко предотвратить нежелательные последствия — снос и занос. Также заблаговременно нужно замедляться при подъезде к светофорам и перекресткам. Двигаться на спусках нужно только со включенной передачей, ни в коем случае не накатом. Если состояние машины и особенно шин — плохое, или если нет уверенности в себе, в сильный снегопад лучше не выезжать. По крайней мере — в часы пик.
Всегда придерживайтесь безопасной дистанции. Подумайте о стоимости едущей впереди машины. В снежную пору года ездить нужно только на зимней резине, так как она обладает хорошими сцепными свойствами на разном покрытии и не «дубеет» на морозе. На переднеприводном автомобиле при торможении на скользком покрытии очень важно не допустить, чтобы двигатель заглох. Дело в том, что на скользкой дороге тормоза легко блокируют ведущие колеса из-за отсутствия наката и мотор останавливается. Тогда не работает гидроусилитель руля, усилитель тормозов и т.п. Выход из ситуации — своевременно выжать педаль сцепления, чтобы передние колеса могли вращаться.
Самой распространенной ошибкой на снежной дороге является, конечно же, срыв машины в занос. Причин для возникновения заноса – тьма: и неправильный выбор скорости при входе в поворот, и неправильно торможение, и излишняя ретивость при трогании с места… лучше всего, конечно же, заноса не допускать, но если все-таки он произошел, ваша оснвная задача – взять его под контроль. Как?
На переднеприводных машинах бороться с заносом нужно следующим образом. Если он только начинается, его можно «погасить» поворотом руля в сторону заноса. Иногда этого достаточно, но если занос продолжает развиваться, нужно добавить газу. При этом необходимо быть готовым к возникновению «эффекта хлыста» — момента, когда автомобиль из одной стороны заносит в противоположную. Он появляется, если вы, повернув руль в сторону заноса и при этом добавив газу, не почувствовали момента, когда нужно вернуть руль в обратную сторону, не дожидаясь, когда боковое скольжение достигнет пика, то есть до начала развития возвратного движения. В большинстве случаев амплитуда и характер «хлыста» заноса зависят от характеристики подвески и остроты рулевого управления.
При езде на заднеприводном транспорте алгоритм немного другой: необходимо сбросить газ и опять же вывернуть руль в сторону заноса. В иных случаях советуют использовать прием «искусственное провоцирование заноса», однако без специальной подготовки, которая нарабатывается длительными тренировками, этот прием может пойти и во вред. Так что главная рекомендация – попросту изначально соблюдать скоростной режим. Ведь на высокой скорости заднеприводный автомобиль, попав на сколькую поверхность (которая для России, — весьма симптоматичное явление), может перейти в неуправляемое вращение. И тут выход только один — выключить сцепление и ждать чем все это кончится.
Если автомобиль оборудован системой ABS, следует изучить алгоритм ее Добиться этого при отсутствии такой системы в принципе несложно, хотя начинающим водителям нужно будет преодолеть серьезный психологический барьер. Дело в том, что при замедлении нужно исключить блокировку колес, а ведь естественная реакция, когда машина скользит и не останавливается, — еще сильнее давить на тормоз. И в этом кроется главная ошибка. Помните, что на заблокированных колесах машина движется только прямо, независимо от того, в какую сторону они повернуты. На скользком покрытии нужно замедляться только путем применения приемов прерывистого или ступенчатого торможения. Первый из них имитирует работу системы ABS, его желательно применять на гололеде. Суть приема в том, что нужно часто-часто бить по педали тормоза, не давая заблокироваться колесам. Чем чаще будут удары, тем эффективней вы сможете остановиться. Второй прием рекомендуется применять на снегу, когда вы сможете чувствовать замедление. Он заключается в многоступенчатом нажатии на педаль тормоза: нажали — машина замедляется, но как только колеса срываются в скольжение, педаль нужно отпустить, затем снова нажать и отпустить, не давая колесам во время замедления заблокироваться.
Еще одно правило, о котором многие водители, увы, забывают: зимой в машине обязательно должна быть снеговая лопата. Понимают это те, кому хотя бы однажды довелось увязнуть в снегу. Кроме того, чтобы не попасть в безвыездное положение, не стоит ехать наобум даже по хорошо знакомым заснеженным дворам. Лучше выйти из машины, осмотреть дорогу и реально оценить свои шансы, чем потом вытаскивать машину из сугроба. Если вы всё же решились проехать, но чувствуете, что машина двигается с трудом, лучше сдайте назад и попытайтесь найти обходные пути.
Практика показывает, что и на заснеженной трассе, и на обледенелой дороге шипованная резина гораздо эффективнее по сравнению с обычной зимней: «обутый» в шипы автомобиль безопаснее в управлении. Только шипы должны быть установлены не на всесезонку, а именно на зимнюю резину с хорошими протекторами и не на два, а на все четыре колеса.
Вот что рассказывает о приемах грамотной езды по зимним дорогам известный раллийный гонщик Михаил Гоголев: «Зимой нужно уметь делать две вещи: прогнозировать ситуацию, предпринимая опережающие действия, и сохранять управляемость колёс.Трогаться следует как можно медленнее, плавно отпуская сцепление, в особенных случаях — со второй передачи, поскольку первая работает на высоких оборотах. Трогаясь, лучше сделать небольшую пробуксовку колес, чтобы очистить протекторы от налипшего снега. Только таким способом вам удастся выехать из снежной ямы или разбитой колеи. Если рванёте с места — попросту «отшлифуете» лёд (в этом случае колёса растапливают верхний слой льда, под ним образуется тонкий слой воды, а потому коэффициент сцепления сводится к минимуму).
По зимней дороге ездят на пониженной передаче, плавно работая рулём. Так, на переднеприводных автомобилях при переключении на пониженную передачу передние колёса сохраняют управляемость, что очень важно для безопасной езды. Автомобили с коробкой-«автоматом» несколько сложнее эксплуатировать в условиях зимы: понятно, что тронуться со второй передачи вам никак не удастся. С другой стороны, у «автоматов» есть и своё достоинство: они не глушат двигатель, то есть колёса остаются управляемыми. И запомните, что по заснеженной колее или по покрытому наледью асфальту нельзя ездить на «нейтралке» — машину от таких маневров развёрнет практически моментально.
Не выжимайте педаль тормоза «в пол» (хотя именно это зачастую рефлекторно делают водители, причём не только новички, но и опытные), не тормозите на вывернутых колёсах (сначала их нужно вернуть в положение прямо), и наконец, торможение обязательно должно быть прерывистым, пульсирующим, чтобы колёса не теряли сцепления с дорогой.
Автомобили с антиблокировочной системой торможения позволяют водителю при езде маневрировать и притормаживать одновременно, сохраняя контроль над автомобилем. А вот на авто без АБС необходимо прекратить торможение ещё до начала манёвра — к примеру, поворота или остановки. При этом у антиблокировочной системы также есть свои минусы: АБС несколько усложняет процесс маневрирования. И к тому же водителю сложно предугадать, когда именно машина остановится после начала торможения. Если автомобиль не «обут» в зимнюю резину, то при езде по обледенелой дороге АБС практически не эффективна.
И, кстати, учтите, что отрабатывать приемы борьбы со сносом и заносом, а также эффективного торможения нужно только на большой и пустынной площадке, где практически отсутствует движение транспорта».
В заключение скажем, что в период снегопадов и плохой видимости особую осторожность и внимание следует проявлять и пешеходам. Соблюдайте, пожалуйста, правила дорожного движения и не подвергайте свою жизнь опасности: не появляйтесь неожиданно на проезжей части, никогда не переходите дорогу перед приближающимся транспортным средством, продумывайте свой путь заранее и стройте его так, чтобы он проходил по пешеходному переходу. Особую заботу следует проявлять о детях. Учите их правильно переходить проезжую часть и будьте для них положительным примером.