Госдума проголосовала против поправок в Кодекс об административных правонарушениях, внесенных фракцией ЛДПР. Депутаты ЛДПР Ярослав Нилов и Андрей Свинцов предлагали разрешить водителям, в автомобиле которых есть не менее трех пассажиров, выезжать на выделенную полосу для маршрутных транспортных средств. Сейчас это категорически запрещено и наказывается штрафом в 1 500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3 000 рублей.
По мнению думских депутатов, проконтролировать количество людей в автомобилях технически проблематично, да и пробки от этой меры вряд ли уменьшатся.
«Если мы пустим на выделенные полосы автомобили, то это только усугубит ситуацию с пробками»,— заявил первый зампред комитета по госстроительству Госдумы Вячеслав Лысаков.— «Полосы были придуманы исключительно для общественного транспорта».
Специальная автоматизированная техника для контроля количества пассажиров применяется только в Израиле. В других странах за соблюдением правил следят полицейские, однако есть возможность и общественного контроля: любой гражданин может сообщить номер машины, а также время и место, где автомобиль ехал по HOV пустым. В США известно много случаев, когда водители пытались обмануть систему, чтобы проехать быстрее по HOV. Например, в феврале 2010 года женщина в Нью-Йорке посадила на переднее сиденье манекен из магазина, который был очень похож на живого человека. Подозрение у полицейского вызвало то, что в облачную погоду «пассажир» ехал в солнечных очках. В 2006 году беременная женщина ездила по HOV в штате Аризона в автомобиле одна. Она считала, что ее еще не родившийся ребенок тоже является пассажиром, однако суд доказал, что это не так.
Думские депутаты справедливо предположили, что россияне обладают еще большей изобретательностью и смекалкой по сравнению с гражданами западных государств. Поэтому предложение авторов законопроекта ввести специальных знак — желтый квадрат — для таких автомобилей, по мнению В.Лысакова, приведет только к тому, что вся полоса будет забита машинами с этими специальными знаками.