В наши дни — вождение автомобиля — самый популярный способ самоубийства. Те же, у кого нет автомобиля, могут попробовать перебегать перед ними. Несмотря на все усилия автопроизводителей, предпринимаемые ими для повышения надежности и безопасности, управляют автомобилем по-прежнему люди. И эти люди, давайте будем смотреть фактам в лицо, зачастую не в состоянии придерживаться даже простейших правил эксплуатации транспортного средства. Однако тот факт, что вы читаете сейчас эту статью, вселяет в нас надежду, что вы намерены стать чуть более осторожными, чтобы выжить в мире, полном таких водителей.
Итак, вот вам несколько небольших советов, которые должен знать каждый (хотя большинство людей даже о них не догадываются).
Совет №6: «Ваш автомобиль не должно быть видно ни в одном из зеркал»
Эта проблема из разряда тех, решение которых не требует никаких особых усилий, тем не менее, никто не может с ней справится. Вы, вероятно, знаете, что «мертвыми зонами» называются области по бокам автомобиля, не просматривающиеся ни в одном из боковых зеркал. Они настолько часто являются причиной аварий, что в более дорогих моделях автомобилей производители устанавливают разного рода радары и камеры, призванные обнаруживать другие автомобили в «мертвых зонах» и сигнализировать об этом водителю душераздирающим воем. После чего перепуганный водитель, в ужасе выкручивая руль, в любом случае попадает в аварию. Стиснуть зубы и держать руль ровно — данном случае не выход. Нет нужды и в дорогостоящем оборудовании, все необходимое для решения этой проблемы было известно уже с тех пор, как Генри Форд начал выпускать свои первые автомобили. Все что вам нужно – боковые зеркала, которые большинство людей настраивают неправильно. Чтобы избавиться от «мертвых зон», вам нужно настроить зеркала таким образом, чтобы в них не было видно бортов вашего автомобиля. Просто поворачивайте зеркало по направлению от борта автомобиля до тех пор, пока он не скроется из вида. Таким образом, зоны обзора боковых зеркал не будут пересекаться с зоной обзора зеркала заднего вида, и любой автомобиль на дороге, прежде чем попасть в поле вашего зрения, будет виден в одном из зеркал вашего автомобиля.
По большом счету, этот совет достоин Капитана Очевидность, однако ни один уважающий себя водитель ему не следует! Автопроизводители вынуждены тратить миллионы на разработку новых технологий по минимизации «мертвых зон», отчаявшись научить водителей не демонстрировать в своих зеркалах, к бокам какого транспортного средства они прикреплены.
Совет №5: «Уделяйте больше внимания обстановке на дороге, нежели дорожным знакам»
Если вы видите, как некто, проигнорировав знак «Уступите дорогу», влетел прямо в поток машин и скрылся из виду в фейерверке из осколков стекла и стали, вы, безусловно, сочтете именно его виновным в ДТП. Но представим на мгновение, что никакого знака на перекрестке нет, а есть лишь загадочно мигающие желтым светофоры. Тогда подъехавшие с четырех сторон водители останавливаются и подолгу смотрят друг на друга. Конечно, всегда найдется пара чудаков, летящих куда глаза глядят, но в основном водители в такой ситуации неопределенности ведут себя чрезвычайно аккуратно, полагаясь на интуицию.
Да что вообще означает это «уступи дорогу»? Может вообще было бы лучше обойтись без него? Действительно, некоторые эксперты полагают, что переизбыток дорожных знаков и указателей делает водителей чересчур самонадеянными, заботящимися лишь о слепом следовании инструкциям, напечатанным на светоотражающем металле, а вовсе не о том, как бы не убить других участников дорожного движения. Каждый из нас наверняка видел как какой-нибудь водитель, которому загорается зеленый свет, летит через перекресток и врезается в другой автомобиль, находящийся ровно на его пути, только потому, что цвет светофора дает ему право проезда. Или вспомним, сколько аварий происходит, потому что люди психуют, если плотное движение или погодные условия заставляют их ехать медленнее, чем это указано на соответствующем знаке. Несмотря на то, что цифры на знаке остаются всего лишь цифрами, высчитанными парой инженеров на калькуляторе лет 30 назад.
В голландском городке Драхтен решили проверить эту теорию, заменив двадцать четырехсторонних перекрестков, двадцатью перекрестками с круговым движением без каких-либо дорожных знаков. Результаты эксперимента были поистине удивительными. На одном из перекрестков, где обычно погибали от 2 до 4 человек в год, за последующие 6 лет не произошло ни одного ДТП. На другом перекрестке число аварий сократилось с 36 за предыдущие 4 года до 2 за следующие пару лет. Все это стало следствием ответственности, переложенной на самых водителей и заставляющей их взаимодействовать друг с другом, в отсутствии бездушных команд светофоров и дорожных знаков. Хотя возможно, такие вдохновляющие результаты эксперимента связаны с тем, что ни у кого в Голландии не висит над кроватью плакат фильма «Тройной форсаж: Токийский дрифт». Вслед за Драхтеном эта концепция была реализована еще в нескольких городах, самым известным из которым можно назвать Лондон с его Exhibition Road.
Разумеется мы не говорим вам: не обращайте внимания на светофоры и дорожные знаки. Но призываем полагаться на них не полностью и принимать решения самостоятельно с учетом ситуации на дороге. Лучше поступиться своим преимуществом проезда перекрестка, пропустить несущуюся фуру, и остаться живым. И лучше притормозить перед перебегающими дорогу в неположенном месте пешеходами, чем провести следующие несколько лет в тюрьме. Или, возможно, мы просто должны сказать вам: «соблюдайте знаки, но учитывайте, что остальные этого не делают».
Совет №4: «Не слушайте за рулем дабстеп»
Каждый автомобиль оснащен аудиосистемой и динамиками, но ни в одном руководстве по эксплуатации не сказано, что вы должны или не должны с ними делать. Поэтому безопаснее будет приглушить музыку и сосредоточиться на вождении, нежели постоянно отвлекаться, крутить ручки или петь и любоваться собой в зеркало. Исследования показали, что вождению может повредить даже немного эмбиента в вашей Хонде. Израильские учёные провели следующий эксперимент. Они надели на участников исследования кардиодатчики, усадили их за симуляторы вождения и предложили прослушать музыку разных жанров. Участники контрольной группы, не слушавшие никакой музыки, показали наиболее значительные колебания сердечного ритма в строгой зависимости от ситуации на дороге (их пульс мгновенно ускорялся, как только появлялось что-то из ряда вон выходящее, например, лось). Все остальные участники, вне зависимости от жанра прослушиваемой музыки демонстрировали стабильный пульс (за исключением слушавших саундтрек к «Отверженным», чьё сердце трепетало от сладостных страданий).
На первый взгляд, можно предположить, что слушавшие музыку водители, оставались более спокойными, а следовательно и аккуратными на дороге по сравнению с контрольной группой. Однако это не так. Они оставались спокойными только потому, что меньше, чем участники контрольной группы, концентрировались на вождении – они были просто загипнотизированы музыкой. Исследование также показало, что водители, слушавшие быструю музыку (120-140 ударов в минуту, характерные для танцевальной музыки и техно) в два раза чаще проскакивали на красный свет и в два раза чаще попадали в ДТП по сравнению с теми, кто слушал медленную музыку или просто был оглушен эхом собственных мыслей. Водители, слушавшие дабстеп, на 84% чаще заявляли, что Трансформер сзади пристает к их автомобилю.
Совет №3: «Всегда ездите с включенным светом»
Последние исследования показали, что вы можете снизить риск ДТП на треть всего лишь всегда включая фары. Это же очевидно! Что-то светящееся всегда заметнее на дороге вне зависимости от времени суток. И до тех пор пока автомобилями будут управлять уставшие рассеянные люди, включенные фары уменьшат ваши шансы оказаться в гробу. Однако многие до сих пор днем ездят с выключенными фарами (и даже датчик света не зажжет их пока не сядет солнце). Другие участники движения вряд ли неожиданно выскочат вам наперерез, если издали увидят яркий свет фар (даже в том случае, когда эти идиоты собирались вас подрезать и авария, казалось, была бы неизбежна). Что касается пешеходов и велосипедистов, то фонарики и катафоты тоже помогут им избежать неминуемой смерти.
В таких странах как Канада, Швеция или Финляндия все автомобили должны быть оснащены автоматической системой включения фар по зажиганию (так называемый «скандинавский режим»). Эта функция доступна сейчас и на некоторых автомобилях, продающихся в нашей стране. Но все же в большинстве автомобилей фары включаются по старинке — вручную. Поэтому вам придется каждый раз, садясь за руль, включать и выключать фары самостоятельно. Знаем, знаем, это нелегко! Но поверьте, так будет намного безопаснее.
Совет №2: «Стояночный тормоз выйдет из строя, если не пользоваться им регулярно»
Парковка – наиболее безопасная часть вождения. Вы вынимаете ключи из замка зажигания и выходите из автомобиля (предварительно, надеемся, загнав его на стоянку, а не в витрину магазина). Ну, а если вы оставляете автомобиль на дороге с уклоном, то может даже и на ручник поставите. А если нет, то можете повторить участь этого парня.
Он только отвернулся к колонке, а автомобиль уже уехал. Большинство водителей не знают этого простого правила: всегда ставьте автомобиль на ручник вне зависимости от того, где вы его оставляете – на парковке Икеи или на Ведьминой горе. Таким образом вы поддерживаете ручник в рабочем состоянии.
Стояночный тормоз еще называют запасным, на тот случай, если основные тормоза автомобиля отказали или были испорчены вражескими агентами. Стальной тросик, используемый в стояночном тормозе, надежнее гидравлических шлангов, и к тому же практичнее – как мы видели в фильме «Крепкий орешек», гидравлическим шлангом никого пополам не перережешь. Но стальной тросик, если им долгое время не пользоваться, обязательно заржавеет. Так что если вы купили свой автомобиль тысячу лет назад, во времена, когда актеры фильма «Гарри Поттер» были еще детьми, и с тех пор ни разу не пользовались ручником, то вряд ли он спасет вас в чрезвычайной ситуации.
Совет №1: «Не тормозите, когда лопнуло колесо»
Рефлекторный удар по тормозам в потенциально аварийной ситуаций на дороге в большинстве случаев абсолютно оправдан. В панике мы жмем на педаль тормоза с такой силой, будто оттуда сейчас выползет чудовище. Представим, что вы двигаетесь по автомагистрали со скоростью 110 км/ч и вдруг!… словно взрыв гранаты – лопается ваше заднее колесо. Вы обделываетесь от страха, чувствуя как автомобиль вот-вот потеряет управление. Повинуясь инстинкту вы, вероятно, изо всех сил ударите по тормозам… но это как раз тот случай, когда инстинкты сослужат вам недобрую службу.
Вас почти наверняка начнет кидать по дороге пока в конце концов не выбросит или в отбойник, или во встречный автомобиль (или и в то, и в другое сразу). Такой вариант развития событий наиболее вероятен, если лопается заднее колесо. А по статистике, задние колеса лопаются чаще передних. Передние изнашиваются быстрее и их регулярно заменяют на новые, в то время как задние продолжают служить годами, постепенно разрушаясь. Таким образом, если лопнуло колесо, вы должны сделать самое, казалось бы, бессмысленное в данной ситуации – нажать на газ. Но не давите на педаль всем весом, как рестлер в схватке с противником. Просто немного задержите ногу на педали всего на пару секунд, чтобы зафиксировать автомобиль на дороге. Лопнувшее колесо похоже на якорь. Если вы нажимаете на тормоз на скорости 110 км/ч, вас начинает раскручивать. Аналогично и с педалью газа, надавив на нее изо всех сил, вы будто бросаете якорь с гоночного катера на полном ходу. Сохраняйте скорость движения пока автомобиль не станет управляемым. Затем осторожно уберите ногу с педали газа и позвольте ему остановится самостоятельно. Теперь можете пойти в лес и выбросить свои штаны.