Российские водители оплачивают лишь половину штрафов, выписанных им за нарушения правил дорожного движения. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин в ходе проведения круглого стола, посвященного безопасности дорожного движения.
По мнению заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения генерал-майора милиции Владимира Кузина, низкая собираемость штрафов объясняется тем, что некоторое время к неплательщикам применялось слишком мягкое наказание. К примеру, в 2002 году из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) был изъят пункт, предписывающий изымать у водителей права на тот срок, пока ими не будет заплачен штраф по квитанции. Любопытно, что после отмены данной нормы собираемость штрафов упала с 98 до 26 процентов.
С 1 июля 2008 года, согласно статье 20.25 КоАПа, водителей снова начали серьезно наказывать за уклонение от уплаты штрафов, в том числе, административным арестом до 15 суток. С тех пор собираемость штрафов увеличилась, и сегодня составляет 57%.
Несмотря на эффективность ужесточения наказаний для недобросовестных водителей, власти приняли решение идти другим путем для повышения собираемости штрафов — за счет упрощения схемы оплаты. Для этого ГИБДД и Сбербанк России создали интегрированную базу данных штрафов. Сегодня, чтобы заплатить штраф, водителю достаточно знать номер постановления о наказании за правонарушение.