Уже много лет французский мечтатель по имени Гай Негрэ (Guy Negre) грезит об идеальном автомобиле. И вот, кажется, его мечты стали близки к реальному воплощению. Американский гигант Zero Pollution Motors (говорящее название!) готов поставить первые в мире автомобили на воздухе на конвейер.
Основная задача, которую ставил перед собой французский Кулибин, — дерзка и всеохватна: построить автомобиль, который вмещал бы шестерых, бензина потреблял меньше скутера, выбрасывал бы в атмосферу минимум вредных веществ, а в коротких поездках – и вовсе ноль. Принцип действия революционного двигателя таков: его цилиндры наполняются сжатым воздухом из баллонов, заменяющих такому аппарату бензобак. Именно воздух и толкает поршни, вращая коленвал.
Вот что рассказывает сам изобретатель: «Воздух засасывается в малый цилиндр и сжимается поршнем до уровня давления в 20 бар. При этом воздух разогревается до 400 градусов. Затем горячий воздух выталкивается в сферическую камеру. В камеру сгорания, хотя в ней уже ничего не сгорает, под давлением подаётся и холодный сжатый воздух из баллонов, он сразу же нагревается, расширяется, давление резко возрастает, поршень большого цилиндра возвращается и передаёт рабочее усилие на коленчатый вал. Можно даже сказать, что воздушный двигатель работает так же, как и обычный двигатель внутреннего сгорания, но только никакого сгорания тут нет».
Для заправки «воздухомобиля» достаточно наполнить воздушные резервуары, расположенные под днищем автомобиля, что занимает около четырёх часов… Впрочем, детали работы этого агрегата все же пока неизвестны широкой общественности: отрывки документации, доступные на разных языках, имеют существенные расхождения.
Еще на рубеже тысячелетий многочисленные СМИ, в том числе ВВС, пророчили появление серийного воздухомобиля уже к 2002 году. Есть мнение, что экологичную новинку саботировали автомобильные гиганты, почуявшие неизбежный крах, когда выпускаемые ими бензиновые двигатели станут никому не нужны.
Однако отныне, похоже, все изменится. Zero Pollution Motors будет реализовывать эксперементальный чудо-мобиль в США. Ну а патент на изобретение останется за компанией Негрэ — Motor Development International (MDI), официальная штаб-квартира которой ныне находится в Люксембурге, а ключевое подразделение (где и создают экспериментальные чудо-авто) — во Франции, в Ницце. Параллельно с этим MDI заключила соглашение с компанией Tata, согласно которому крупнейший в Индии производитель автомобилей будет выпускать и продавать "воздушные" легковушки, разработанные Негрэ.
Интересно, что о распространении в будущем автомобилей на сжатом воздухе писал ещё Жюль Верн в 1860-м. В качестве примеров воздушных транспортных средств прошлого можно назвать трамвай, вышедший на линии в Нанте в 1879-м и опытный автомобиль на сжатом воздухе, представленный в Лос-Анджелесе в 1932-м.
Американский воздухомобиль пока существует лишь в виде эскизов. Интересно, что Негрэ спроектировал несколько модификаций своих воздушных двигателей. Они отличаются числом цилиндров и некоторыми другими конструктивными особенностями. Так, одни варианты движков двигателей смогут работать исключительно от баллонов, а другие способны действовать в двух режимах (Dual-Energy). Первый – самый «обычный» мотор на сжатом воздухе с нулевым выхлопом. Второй — компромиссный и предполагает сжигание крошечных количеств топлива (бензина, дизеля, сжиженного нефтяного газа, метана или спирта) для повышения температуры (а значит, и давления) сжатого воздуха, попадающего в цилиндры всё из тех же баллонов.
Таким образом, мощность мотора растёт, а расход сжатого воздуха (основную движущую силу обеспечивает по-прежнему он) — падает. В этом режиме легковой автомобиль с мотором Негрэ потребляет 2,2 литра на 100 километров (на загородной трассе).
Zero Pollution Motors намерена начать знакомство американского рынка с воздушными авто с шестиместного CityCat. Именно шестицилиндровый агрегат Dual-Energy мощностью 75 лошадиных сил MDI и выбрала в качестве сердца для своего будущего автомобиля, с которым и собирается дебютировать на рынке США.
По заявлению производителей, автомобиль сможет проезжать в городе до 60 километров только на одном сжатом воздухе, а за городом, уже при небольшой помощи бензина, — до 1365 километров (причём бензобак тут вмещает 30,3 литра). Только на сжатом воздухе CityCAT сможет разгоняться до 56 километров в час, а при подключении в дело бензина — до 155 км/ч.
Есть и некоторые сведения о прототипе будущей модели. Сегодня CityCat нарисован в нескольких вариациях кузова. Предположительно вес машины в любом случае составит 850 килограммов, длина — 4,1 м, ширина — 1,82 м, высота — 1,75 м. Кузов построят из стеклопластиковых панелей, закреплённых на силовом каркасе из алюминиевого сплава, а баллоны для сжатого воздуха, выполненные из углеволокна с полимерным покрытием, расположатся под полом. Там же притаится и горизонтальный оппозитный мотор. Стоимость CityCAT будет начинаться с $17,8 тысяч, а первые экземпляры появятся в продаже уже к 2010 году.
Повышенное внимание мировой общественности к этим разработкам понятна. Американцы пишут, что замена масла мотору CityCAT потребуется всего лишь через 50 тысяч километров, и это лишь одно из преимуществ необычного авто перед классическими четырёхколёсными собратьями. Машины на сжатом воздухе гораздо дешевле своих чисто электрических или водородных соперников при примерно равных технических параметрах (размеры, скорость, запас хода). К тому же, в отличие от химических аккумуляторов электричества (будь то сернокислотные или литиевые), баллоны с воздухом можно заряжать огромное число раз. Им почти сносу нет.