Лишать прав за ксенон — незаконно

Неделю назад ГИБДД РФ объявило о новом правиле: лишать водительских прав за эксплуатацию автомобиля с несертифицированными ксеноновыми лампами, установленными вместо обычных. Началась волна споров и возмущений. Что делать, если остановят? Кто прав, кто виноват? Главным остается вопрос — насколько правомерны действия сотрудников ГИБДД с точки зрения законодательства.

Лишать прав за ксенон - незаконноСогласно результатам проведенного специалистами ДОАБДД исследования выяснилось: в не предназначенных для такого типа ламп фарах, использование ксенона опасно. Так как в ксеноновой лампе длина волны намного меньше, чем в обычной лампе, а также из-за больших габаритов искрового заряда, ксеноновый свет требует особого качества отражательной поверхности рассеивателя. Эксперты заключили: ”практически все ксеноновые фары слепят”. В связи с этим заключением НИИАЭ попросил Минпромторг внести соответствующие изменения в ГОСТ Р 51709-2001, регламентирующий требования к световым приборам в автомобиле. В частности, специалисты предложили ввести понятие “режим работы” и классификацию типа фар под разные источники света.

Однако, ДОАБДД, в свою очередь, к просьбе отнесся иначе и решил, что теперь за неправильные лампы в фарах автомобиля надо лишать прав. Причем самым суровым образом! Не учли только один момент – статьи 12.5 ч.3 и 12.4 ч.1 КоАП, на которые ссылается ДОБДД, объясняя такие суровые меры, предназначается для борьбы с нелегальными мигалками и стробоскопами, о ксеноне там ни слова. Однако это не отменяет штраф в размере 2500 рублей с конфискацией приборов и лишения прав сроком от 6 до 12 месяцев. Просьба ФГУП НИИАЭ “отредактировать” ГОСТ Р 51709-2001 была воспринята как письмо о запрете ввиду неправомерности использования ксеноновых фар.

Правозащитники уверены: в борьбе с ксеноном надо начинать не с водителей, а с магазинов, торгующих “неправильной” продукцией.

Любопытно, но требования, касающиеся ксеноновых фар, уже описаны в специальном техническом регламенте, который правительство России в настоящий момент редактирует. Он вступит в силу с сентября 2010 года.

  • Согласно приложению №5, фары ближнего и дальнего света и противотуманные, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны иметь маркировку знаками "Е" или "е"., а также должны быть оснащены омывателем и автоматическим устройством регулировки угла наклона, луч ближнего света должен оставаться включенным, когда включается луч дальнего света (1.3.14.6.).

И еще:

  • Использование газоразрядных источников света (категории D) на транспортных средствах, не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается. Автоматические корректоры фар на транспортных средствах, оснащенных фарами с газоразрядными источниками света, должны быть работоспособны ( 1.3.14.7.).

В настоящий момент в документ еще вносят изменения. К концу марта в предварительном виде он будет опубликован на сайте ведомства. Эти поправки могут, как остаться, так и исчезнуть в процессе доработки. В любом случае на данный момент все еще действует ГОСТ 51709. А значит, бояться "ксенонофилам" нечего.

Если в сентябре 2010 года эти поправки вступят в силу, действия сотрудников ГАИ будут оправданы, но лишь в том случае, если установленный регламент будет внесен в 12 статью КоАП как первоисточник. Только после этого "неправильная" эксплуатация газоразрядных ламп будет квалифицироваться как несоответствие режима работы внешних световых приборов. И только после этого водителей можно будет лишать прав и конфисковывать имущество. До этих пор никакие внутренние документы ДОБДД РФ юридически не аргументируют лишение прав за ксенон, сообщает Вести.ру.

Выходит, что тем водителям, у которых установлен ксенон, следует подготовиться к жесткой правовой схватке с гаишниками. К сожалению, ввиду низкой правовой грамотности российских водителей, чаще всего схема заканчивается выплатой определенной суммы денег на месте. О суммах уже во всю трубят в интернете – от 3-х до 10 тысяч рублей.

Поделитесь с друзьями
Adblock
detector