С тех пор, как в начале года мы стали свидетелями удивительного явления – снижения цен на бензин, ситуация успела перемениться на противоположную. Уже с апреля цены вновь пошли вверх — в течение мая-июня мы наблюдали быстрый рост цен. В последующие месяцы темп немного спал, однако кривая по-прежнему шла вверх. Так, в сентябре бензин подорожал на 3-5%. Однако с приходом осени начали слышаться и первые оптимистичные голоса – до конца года топливо вновь подешевеет. Но автомобилисты верят в это с трудом.
Из чего же складываются цены на бензин?
Санкт-Петербургская общественная организация по защите прав автомобилистов приводит следующие данные о структуре прибыли АЗС. Хотя таблица основана на старых ценах на топливо (2006 год), интересно само соотношение составляющих.
Из таблицы видно, что доход нефтяной компании, которая и добывает, и перерерабатывает, и продает, составляет 22%, в то время как наценка АЗС равно 9%.
Однако большинство автомобилистов, которым вторят и независимые эксперты, в достоверности этих цифр сомневаются. Прибыль могут увеличивать и незаконные методы: недолив и добавление присадок.
Впрочем, по данным Росстата, оптовые цены с мая по август 2009 года выросли на 50-60%, в то время как розничные — лишь на 20-22%. Причем цены взвинтили одновременно все нефтедобывающие компании, что позволяет нефтетрейдерам оправдать очередное плановое повышение. Ссылаются на экспертов: дескать, любой скажет, что для «нормального функционирования независимой сети АЗС маржа нефтетрейдера должна составлять минимум 15-20%».
При этом не стоит забывать, что в большинстве случаев, сегодня добычей нефти, ее переработкой и продажей топлива занимаются одни и те же компании: вертикально интегрированные нефтяные комплексы (ВИНКи). И эти структуры проводят свою политику, которая лишь косвенно определяется мировыми ценами на нефть. В то же время независимые компании вроде Neste в таких случаях оказываются в заведомо проигрышных условиях – маржа падает, тогда как «дочки» нефтеперерабатывающих компаний ВРЕМЕННО оставляют старые цены. Уловка ясна: раз выросли у этих – поднимем и мы.
Но этим новости не ограничиваются. В СМИ просочилась информация, согласно которой 17 российских нефтеперерабатывающих заводов ужен в ближайшее время закроются на плановый ремонт, что сократит предложение. Однако ФАС предпочитает не вмешиваться.
Так что в удешевление бензина пока верится с трудом, хотя аналитики робко заикаются о снижении оптовых цен, вызванное мировой ситуацией.
Лишнее свидетельство тому — vox populi, демонстрирующий умеренный пессимизм. Согласно опросу, проведенному недавно в одном из автомобильных сообществ, до конца года стоимость самого ходового бензина (АИ-92) составит 25-27 рублей за литр.