Эксперты, обновляющие стратегию развития России до 2020 года, в своем докладе коснулись столь важной отрасли, как дорожное хозяйство. По их мнению, отрасли требуется «жесткая модернизация» с увеличением инвестиций. Причем, большую часть финансирования предложено возложить на автовладельцев.
По мнению экспертов, главная проблема отрасли состоит в нехватке инвестиций. Если ничего не менять, то и к 2020 году их уровень будет, как и сейчас, составлять 2,2-2,5% ВВП, на федеральный бюджет из которых приходится 0,8-0,9%, считают специалисты. В этом случае отрасль будет развиваться по инерционному сценарию – не усугубление ситуации с некоторыми элементами модернизации.
Такая схема подходит для «железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта», а вот дорожной отрасли нужна «жесткая модернизация». Заключаться она должна, по мнению экспертов, в увеличении финансирования до 4-4,5% ВВП к обозначенному сроку.
Большая часть финансовой нагрузки будет возложена на самих пользователей дорожного хозяйства, то есть автовладельцев страны. В настоящее время водители обеспечивают некоторую часть инвестиций в дорожную отрасль, оплачивая транспортный налог и акцизы на топливо. Какую именно часть составляют данные выплаты, эксперты не приводят. Зато они подсчитали, сколько надо взять с каждого водителя в год, чтобы обеспечить нужные показатели – 20 тысяч рублей в среднем по стране и 45-50 тысяч рублей для автовладельцев мегаполисов.
Указанная сумма должна набираться за счет повышения акцизов, пояснил руководитель профильной группы, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Постепенно к 2015 году акциз вырастет до 7-8 рублей за литр топлива. В ближайшие два года предусмотрено повышение на 1 рубль в год. Компенсировать рост цен на топливо предлагается за счет повышения качества этого топлива.
А вот транспортный налог повышать не будут. Слишком уж непопулярная это мера, считает глава группы.