На Западе у многих состоятельных людей – глав корпораций, известных политиков и деятелей культуры – существует особая привязанность к старинным автомобилям. Во всем мире коллекционеров такого рода раритетов сейчас десятки тысяч. Есть они и в России (скажем, Вадим Задорожный, усилиями которого в Москве был создан Музей автомобильной техники). Современные технологии и материалы для реставрации позволяют воссоздать старинный автомобиль в первозданном виде, при этом сохранив его полную аутентичность, вплоть до мелочей.
Коллекционирование автомобильной классики — отдельный мир со своими законами, понятиями, иерархией. Считается плохим тоном собирать все подряд редкие машины без какого-либо системного подхода. Коллекционеры выбирают для себя приоритеты: например, один российский коллекционер поставил перед собой задачу собрать все послевоенные кабриолеты Mercedes-Benz (всего их было 9 моделей). А другой стремится собрать все модели послевоенных родстеров Mercedes. В Америке официально раритетным считается тот автомобиль, которому больше 25 лет. Отсчет раритета идет с 20 лет, когда «претендент» начинает свой профессиональный рост в категории Junior. Затем идет категория Classic (авто 1945-1960 года выпуска), Oldtimer (1930-1945), Carosserie (1910-1930) и, наконец, Antic (1910 и старше).
Помимо возраста, на статус и стоимость машины влияет ее укомплектованность родными запчастями, limited edition или ограниченность выпуска, а также мощность двигателя. Чем мощнее и дороже машина была в год выпуска, тем она дороже и сейчас. Самым светским и самым закрытым событием в мире автоколлекционеров считается историческое ралли Mille Miglia («Тысяча миль»). Стать участником ралли желают примерно тысяча владельцев таких автомобилей, но на старт допускают лишь 375 автомобилей.
Одна из подобных уникальных коллекций добралась и до России – в эти дни, с 6 по 9 декабря в Санкт-Петербурге проходит прощальная выставка ретро-автомобилей Volvo. Совершив путешествие по многим российским городам, автомобили последний раз выставляются в нашей стране, после чего уезжают на родину, в Швецию. Все экспонаты принадлежат частному лицу, имя которого, наравне со стоимостью автомобилей, не разглашается.
В качестве выставочной площадки был выбран второй этаж дилерского центра Volvo «Свид-Мобиль», всего на несколько дней превращенный в уголок легендарной эпохи, ставшей воплощением утонченного стиля и стремительного развития автомобильной индустрии. В декорировании пространства использовались оригинальные авторские композиции в «ретро-стилистике»: фигурные воздушные шары черного и белого цвета, тканевые драпировки и растяжки, жемчужные нитки, перья и боа, стилизованные аксессуары… В ярком, но мягком и ненавязчивом свете современного автосалона, в искусственной вселенной, родившейся в фантазиях художников и дизайнеров классические автомобили, похоже, чувствовали себя уютно.
Volvo OV4 Jacob
Самым «пожилым» и уважаемым участником экспозиции оказался Volvo OV4 Jacob – первый серийный автомобиль, который сошел с конвейера завода Volvo в Гетеборге 14 апреля 1927 года. С этого дня и началась эпоха шведской индустриальной истории. Jacob (как его ласково прозвали создатели) был спроектирован по американскому дизайну и имел мощное шасси, независимую подвеску с длинными рессорами спереди и сзади. В 4-цилиндровом двигателе было 28 л.с., максимальная скорость автомобиля составляла 90 км/ч.
Буквы OV (в оригинале над О две точки) обозначали, что модель представляет собой автомобиль с открытым верхом, а цифра 4 – количество цилиндров двигателя. Открытый 5-местный кузов имел 4 двери и был сконструирован из листовой стали на раме из ясеня и медного бука. Среди незначительных предметов роскоши в салоне можно было увидеть небольшую вазу для цветов, пепельницу и (в модификации «седан») занавески на всех окнах.
Конечно, автомобиль вызывает сильные эмоции – от него веет духом старины и совершенно иной – еще доавтомобильной эпохи. Своим внешним видом он напоминает скорее карету, приводимую в движение двигателем внутреннего сгорания, нежели автомобиль в привычном понимании…
Volvo PV544
А вот Volvo PV544 1958 года выпуска – иссиня-черный, как и положено автомобилю представительского класса – это уже вполне современная машина. Современная — не в том смысле, что она выпускается или хотя бы ездит по улицам в наше время. Нет, конечно же, ничего подобного уже встретить нельзя – увы, в последнее время даже «Победы» практически не появляются на улицах, полных новенькими, но безликими иномарками. Однако в этом автомобиле уже ощущаются все черты «потомков» – цельный металлический кузов, комфортабельный салон, защищенные крыльями колеса… На панели приборов появился горизонтальный спидометр, а козырек теперь изготовлялся из мягких материалов, как в модели Amazon (о котором ниже). Задние сиденья стали еще больше и вместительней. Задние фонари, заднее и лобовое стекло также увеличились в размерах. Это уже всецело послевоенный автомобиль
PV544 предлагалась в трех версиях, включая спортивную модификацию мощностью в 85 л.с. В общей сложности за 7 лет было произведено 440 тыс. автомобилей, после чего PV544 был снят с производства.
P1800S Jensen
Следующим по времени представителем коллекции оказывается стоящий неподалеку P1800S Jensen – роскошное спортивное купе 1961 года выпуска, чем-то напоминающее легендарный Ford Mustang. Проектом руководил Хелмер Петерсон (Helmer Pettersson), один из легендарных дизайнеров компании. Его сын, Пелле Петерсон разработал как внешний дизайн, так и дизайн интерьера Р1800. Более того, он принял решение о цвете прототипа будущей модели – Р1800 должен был быть окрашен в светло-голубой металлик».
Однако первый опыт Volvo в сегменте спортивных автомобилей был не особо удачным: эта модель была выпущена в количестве 67 экземпляров. В последствии тираж был существенно увеличен – помог киноактер Роджер Мур, герой которого в сериале «Святой» разъезжал на белом P1800.
На автомобиль устанавливался 1,8-литровый двигатель мощностью 100 л. с., и стоило это удовольствие недешево. Но все же P1800 обходился лишь в часть суммы, за которую продавали свои автомобили в Ferrari. В общей сложности было произведено 35 тыс. автомобилей, а в 1972 году он был снят с производства…
Volvo 262 Coupe Bertone
Неподалеку от «дедушки» Jacob расположился один из представителей младшего поколения – Volvo 262 Coupe Bertone, 1980 года выпуска. Этот автомобиль во многом уникален: в его разработке принимал участие легендарный итальянский дизайнер Бертроне. Сиденья были изготовлены из кожи, машина была оснащена кондиционером, электростеклоподъемниками, зеркалами заднего вида и акустической системой…
Солидно, хотя и несовременно угловато выглядит автомобиль и сегодня. Вообще же серии Volvo 260 и 240 заслужили много призов и наград, особенного признания автомобили этой серии получили в области безопасности. Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США пришло к выводу, что модель Volvo 244 обеспечивала самую лучшую защиту по сравнению со всеми другими автомобилями подобных размеров, и выбрало Volvo 244 в качестве эталона для выработки стандартов безопасности – будущего отличительного знака марки.
Ну а по левую руку от «Якоба» до неприличия молодой Volvo 780 Coupe Bertone. 1987 года. Впрочем, еще вчера Volvo 700 был очень современным…
Представленный в 1956 году, буквально через год он был поставлен в серийное производство. На тот момент Volvo Amazon считался одним из самых удобных и современных автомобилей Европы. Да и сейчас на него невозможно смотреть без восхищения – в нем представлены по сути все отличительные – фамильные – черты «Вольво».
Volvo Amazon
Отдельно хочется рассказать о Volvo Amazon. Во-первых, этот автомобиль стал первой массовой моделью, разработанной легендарным дизайнером Volvo Яном Вильсгардом. А во-вторых, именно Amazon с разрешения сотрудников автосалона нам удалось осмотреть не только снаружи, но и изнутри.
Но в 60-е (а то, что автомобиль принадлежит именно к этой эпохе, узнается как-то сразу) многие обладатели были восхищены новшеством: стрелка горизонтального спидометра смещалась вправо по мере ускорения автомобиля. С тех пор трапециевидная панель приборов навсегда обосновалась в «Вольво» и стала своеобразной торговой маркой шведского концерна. Кроме того, модель «Амазон» была первым автомобилем, оборудованным трехточечными ремнями безопасности, которые разработал инженер Нильс Болин.
В 1965 году Volvo Amazon завоевал титул самого продаваемого автомобиля в Швеции. Модель производилась до 1970 года и стала настоящим бестселлером – в общей сложности было продано 665 тыс. автомобилей. Volvo не ошиблась, предложив в те годы рекламный лозунг «Автомобили Volvo живут вечно».
P. S. В автоцентре нам рассказали, что недавно к ним приходил человек – россиянин, пожелавший остаться инкогнито. Он интересовался, можно ли реставрировать такой же Amazon для личной коллекции. Продать его, чтобы сделать музейный экспонат, он отказался…
симпатичные машинки, и оформление выставки по описанию мне нравится… жалко своими глазами не случилось увидеть…
самый пожилой участник выставки вообще красавец…
Волво, хорошие машины, но уж слишком "сухие" по дизайну. Безопасность это хорошо, но ведь машина сама по себе не безопасна.=)) А по статье чувствуется, что автор хотел написать больше об этих раритетах, но что то ему помешало, наверно регламент и злой редактор))
Я в Хельсинки, в крепости Суомеллина видел один PV544 — в идеальном состоянии, даже стекла тонированные — на нем явно выезжают регулярно ;-)
Ретро-авто Вольво, как и ретро-автомобили в целом, вызывают уважение, но про Вольво я даже как-то раньше и не задумывался, какими они были когда-то… Интересно было их увидеть, но, на мой взгляд, было бы здорово, если бы были данные о том, какие известные люди ездили на этих машинах или какие занимательные истории с ними случались… Но, вообще, мне думается, что Вольво скорее не "сухая", а про довольно консервативная машина для таких же людей :cool:
PV544 — вещь!!!:cool:
Потрясные тачки… И фотографии отменные у вас, ребята!