Конечно, вам приходилось слышать: дескать, этот автомобиль – идеален для города. Обычно так говорят про неброские малолитражки и так называемые «городские хэтчбеки». Однако ничуть не меньше, а пожалуй, что и больше, на наших улицах консервативных седанов и пафосных кроссоверов. Спросите их владельцев, считают ли они, что им нужно поменять автомобиль. Как минимум 2/3 из них ответят отрицательно. А ничего странного: Россия не Европа, где ценят экономию и скромность, для наших мегаполисов актуальны разнообразные ценности.
Давайте пойдем аналитическим путем и выделим достоинства и недостатки каждого из классов автомобилей.
1. Городской хэтчбек класса А-В – тот же Fiat 500, Chevrolet Spark, Chery Kimo, Opel Corsa, Ford Fiesta, Seat Ibiza, Mini Cooper. Плюсы таких машинок очевидны: компактность и экономичность. Проворный при плотном движении, он не доставит лишней головной боли – как припарковать, протиснуться там, где другие «встанут». Наткнувшись на затор на дороге, может легко развернуться буквально «на месте» и отправиться в другом направлении в поисках путей объезда. Добавьте к этому высокую (городскую) посадку и аквариумную обзорность…
Но если приглядеться повнимательнее, станет понятно, что до идеала таким машинам далеко. Начнем с того, что для комфортной и безопасной езды им, как правило, не хватает мощности. Если же предположить «заряженную» версию вроде Fiat Abarth, то ее стоимость окажется просто астрономической – за те же деньги можно купить внушительный седан…
Не стоит забывать, что компактность не всегда синоним безопасности – и даже как раз наоборот. Те же Chevrolet Spark или Daewoo Matiz едва ли назовешь эталоном безопасности. Ну а более дорогие Mini и Fiat 500 опять же непропорционально дороже и все равно не выдерживают ценового сравнения с более солидными машинами других классов. Есть у таких машин и проблемы с универсальностью – как правило скромных размеров багажник, тесный задний ряд сидений и не слишком комфортная подвеска. Ведь такого понятия, как городские дороги, у нас не существует – фатальную яму можно словить и на пригородном шоссе, и рядом с собственным домом. От фактов никуда не деться: чем больше машина, тем мягче она едет.
Еще один момент – скорее из ментальной области – компактные автомобили неизбежно приравниваются в сознании русского человека к женским. Разрушить этот стереотип удалось разве что Mini – и то не окончательно…
Немного практичнее в этом отношении более крупные хэтчбеки вроде Seat Ibiza – тут и мощности побольше, и подвеска более энергоемкая. Но – обратная сторона медали – такой ювелирной компактности уже нет. Стоит ли говорить, что машины в целях экономии средств и веса делаются из такого металла, который деформируется при малейшем ДТП. Пластик рассыпается, бампера тут же отваливаются…
2. Теперь взглянем на другой полюс — кроссовер. В последние годы эта ниша стремительно заполнялась – на сегодня практически каждый уважающий себя производитель обзавелся парочкой кроссоверов в своей гамме моделей. Сильная сторона этого класса автомобилей – прочность и универсальность. Они в гипермаркет за покупками, и на дачу, и на охоту-рыбалку, и в офис. То есть – это по определению не совсем городской автомобиль.
А какие преимущества в мегаполисе? Ну, взять хотя бы такую мелочь: для того, чтобы загрузить покупки, заднюю дверь вовсе не надо открывать, у большинства современных кроссоверов открывается стекло, облегчая загрузку. А загрузить туда можно огого сколько. В такой машине удобно ездить и водителю, и пассажирам: двери, как правило, открываются широко, места много. А уже запас мощности под ногой – как правило, с этим все в порядке. Мощный двигатель позволяет установить полнофункциональный климат-контроль, а подключаемый или полный привод добавляет уверенности при зимней эксплуатации.
Не стоит забывать и о таком немаловажном психологическом факторе, как авторитет. Брутальные по виду полноприводные автомобили привлекают внимание своими габаритами, внушительной внешностью. Владельцев внедорожников (или сами эти внедорожники?) уважают соседи по потоку (или по пробке?), а обладание такой машиной льет воду на мельницу социального статуса. И пускай в зажравшейся Европе, глядя на чудаков, решившихся купить «джип», в лучшем случае крутят пальцем у виска (или сочувственно поглядывают, что еще хуже), у нас-то с вами совсем другие дороги. И еще эта безумная зима с внезапными оттепелями и крещенскими морозами… И открытые люки, и понакупившие водительских прав блондинки в соседнем ряду… Тут нужен даже не кроссовер — танк!
Однако за всеми этими достоинствами маячит традиционный перечень недостатков: повышенный расход топлива из-за большого веса автомобиля и полного привода; немалые габариты, затрудняющие маневрирование и парковку — солидный дорожный налог. И, что немаловажно, потеря обратной связи между рулем и колесами, а в конечном счете – водителем и дорогой. Да, в такой машине комфортно – выбоины и рябь на асфальте чувствуется несравненно меньше, чем в «легковушке». Но получается такая езда без азарта…
Кроме того, кроссовер – это еще не внедорожник. Да, на бордюр для парковки он вскарабкается без труда, объедет пробку по газону, не вытрясет обед из пассажиров на трамвайных путях и ж/д переезде. Но на сколько-нибудь серьезном бездорожье – закапается и спасует. А имеет ли смысл возить с собой кучу воздуха и занимать лишнее место на полосах и без того не самых широких улиц?
Но если с практичностью компактмобилей и кроссоверов – эти крайних полюсов автомобильной урбанистки – дела обстоят неважно, может быть, золотой серединой станут как раз классические седаны, к которым так падко сердце россиян.
3. И действительно, автомобили класса C и D – по-прежнему самая продаваемая группа автомобилей в России. Сочетая в себе достоинства и того, и другого класса автомобилей, они кажутся идеальным решением для России. Особенно излюбленные россиянами седаны.
Аргументы известны давно: так и теплее, и комфортнее, а если откидывается задний ряд сидений – так и вообще хорошо. В этом сегменте – самый широкий выбор, и по цене, и по мощности, и по дополнительному оборудованию. В отличие от кроссоверов, седаны существенно выигрывают в «экономичных» показателях, а меньший вес не «съедает» мощность, так что формула 110 л.с. на 1 тонну веса чаще всего работает именно здесь.
Хотя такие машины и не вызывают пиетета соседей по потоку, они не вызывают и унизительной насмешки. В общем, целиком и полностью нейтральный автомобиль. Конечно, хотелось бы полного привода, но, как правило, такие автомобили существенно дороже – так как к колесной формуле 4х4 чаще всего прилагается и сверхмощный двигатель, и множество полезных и не очень функций.
Однако на все сказанное можно посмотреть и с другой стороны: среднеразмерные автомобили, лишенные крайностей и избравшие «срединный путь», ведь лишены достоинств каждого из полюсов. Они не столь компактны и экономичны, как компактные хэтчбеки, и не могут вскарабкиваться на бордюры (если, конечно, это не Citroen с пневмоподвеской), а подвеска усердно передает седокам убойный профиль дороги. К тому же, как это ни парадоксально, на седане просто сложнее ездить. Часто бывает так, что размеры и габариты (не вес!) машин примерно одинаковые, но в седане сидишь низко и, соответственно, обзорность хуже, а в городе это играет немаловажную роль. На внедорожнике можно смотреть над капотом и видеть, где и как едешь. Особенно когда стоишь в пробке, можно смотреть над пробкой. Это очень важно.
В общем, совершенного решения, увы, не существует, — приходится отталкиваться от своих возможностей и потребностей. Главное не верить рекламе, которая навязчиво твердит о каком-то идеальном автомобиле (в частности для города). Идеальное бывает только в трудах Платона.
Впрочем, если отбросить цену, оптимальный вариант для города (и вне его) на каждый день – это BMW 7 серии. И непременно с персональным водителем.
А как считаете вы?