Электрификацию легкового транспорта можно считать состоявшимся событием. В салонах дилеров представлены серийные модели с характеристиками, приемлемыми для рядовых потребителей. Однако в сегменте коммерческой техники соответствующее направление деятельности находится только в начальной степени развития. Каковы перспективы появления на дорогах электрических грузовиков, можно выяснить после изучения тематических материалов.
Какие электрические грузовики выпускали в начале прошлого века
С 1909 года американская компания Walker Electric предлагала потенциальным покупателям грузовую технику с электрическим приводом. Для дальних перевозок такие автомобили использовать было нельзя по причине ограниченного пробега на одной полной зарядке аккумуляторных батарей. Однако для работы в городе дальности было достаточно.
Для увеличения пробега применили конструкторские решения, аналогичные современным. В «гибридах» типовой двигатель внутреннего сгорания вращал рабочий вал генератора, который обеспечивал заряд АКБ и питание электромоторов.
После Второй мировой войны много развозных фургонов производители выпускали для английского рынка. Отдельные образцы эксплуатировали вплоть до конца 80-х годов прошлого века.
С начала 90-х прошлого века массовый спрос на технику этой категории снизился до минимума. Отдельные производители выпускали грузовики мелкими сериями, создавали единичные экземпляры специальной техники.
Разработки нового века
Английская фирма Smith в 2006 году представила серию коммерческих грузовиков под брендом Newton со следующими характеристиками:
- грузоподъемность – 7500, 10000 и 12000 кг;
- мощность электропривода – 120 кВт;
- емкость АКБ – 80 или 120 Квт*ч;
- дальность – до 180 км;
- максимальная скорость – 80 км/ч.
На первом этапе разработчики применяли типовую схему. В качестве «донора» брали серийный грузовой автомобиль с подходящими параметрами. Вместо двигателя внутреннего сгорания, выпускной системы и других типовых компонентов устанавливали:
- электромоторы;
- блоки аккумуляторных батарей;
- специализированные схемы управления.
Участие в завоевании новой ниши рынка приняли опытные разработчики Volvo, Mercedes иных профильных производителей.
Отдельные компании представили уникальные разработки, созданные «с нуля». Компания Workhorse Group Inc. в 2017 году предложила покупателям N-Gen Electric Van:
- силовая установка – 4 мотор-колеса;
- суммарная мощность привода – 16кВт;
- емкость АКБ – 80 кВт*ч;
- пробег – до 160 км.
Серийные модели, новые разработки, перспективы развития
Динамику развития соответствующего сегмента рынка кроме усовершенствованных технологий обеспечили строгие законодательные нормы в области экологии. Для стимулирования выпуска электромобилей правительства отдельных стран утвердили налоговые скидки, доплаты, иные льготные условия. По состоянию на лето 2021 года почти все крупные производители имеют в ассортименте коммерческие грузовики и фургоны с электроприводом.
Технические характеристики Volkswagen e-Crafter:
- мощность электрического привода – 100 кВт;
- емкость аккумуляторных батарей – 35,8 кВт*ч;
- максимальная скорость – 90 км/ч;
- пробег – до 160 км;
- время зарядки от 0 до 80% при подключении к станции постоянного тока 40кВт – 45 минут.
Крупная техника Mercedes (Scania, Renault и др.) с грузоподъемностью до 12 тонн способна преодолеть не более 250 км.
Максимальную дистанцию обещают конструкторы Tesla. Однако в этом варианте грузоподъемность уменьшается на 30%, а стоимость увеличивается по сравнению с дизельным аналогом на 50%.
Для мусоровоза Faun мощность 16 КВТ (21 л.с.) очень мало.