Современные автомобили оснащаются большим количеством самых разных электронных систем, которые облегчают водителям процесс управления и маневрирования машиной, а также делают езду безопаснее. Одной из наиболее распространенных систем, которой сейчас комплектуются большинство новых автомобилей, не исключая и массовый сегмент, является ESP – система стабилизации или система курсовой устойчивости.
На центральной панели многих машин можно обнаружить кнопку «ESP off». Как можно догадаться по надписи, она отключает систему стабилизации. Но только ли эта система будет отключена при нажатии данной кнопки? Сегодня подробно поговорим, о системе ESP, разберемся для чего она в сущности предназначена, узнаем, что именно отключает в автомобиле и в каких случаях ей стоит воспользоваться.
Антиблокировочная и антипробуксовочная системы
Аббревиатура ESP расшифровывается и дословно переводится на русский язык как электронная стабилизирующая система. В разных автомобилях эта система может называться по-разному, например, TCS, ASR, ETS, но суть всегда одна – сделать автомобиль более устойчивым при заносах, резком торможении и прохождении поворотов.
Система ESP является логическим продолжением антиблокировочной системы ABS, которая предназначена для предотвращения блокировки колес автомобиля и потери управляемости при торможении. Составным элементом антиблокировочной системы является антипробуксовочная система TRC. Последняя очень спасает при движении и трогании с места при заснеженных дорогах или по лужам. Когда одно колесо вязнет в снегу, а другое начинает пробуксовывать, противобуксовочная система перераспределяет крутящий момент в пользу неподвижного колеса, что позволяет без труда проехать заснеженный участок дороги.
Что такое ESP
Венцом всех этих вспомогательных систем стала электронная система стабилизации ESP. Это активная система безопасности, которая призвана предотвратить занос посредством управления распределением крутящего момента по колесам. В случае, когда датчики этой системы фиксируют, что реальная траектория движения автомобиля отличается от предполагаемой, система включается в работу и начинает перераспределять крутящий момент, чтобы выровнять траекторию автомобиля. Система включается, например, когда угол поворота автомобиля при заносе отличается от угла поворота рулевого колеса.
Система EPS является важнейшей функцией автомобиля и помогает предотвращать серьезные проишествия. Бытует мнение, что эта система непредсказуемо вмешивается в управление машиной, и что опытный автомобилист сможет справиться с заносом лучше, однако это не соответствует реальности, поскольку водителю не под силу корректировать крутящий момент отдельного колеса или притормаживать только одно колесо, не считая того, что в случае возникновения экстренной ситуации не известно, как поведет себя даже опытный водитель с многолетним стажем. Средним временем реакции человека считается 1 секунда, ESP, в свою очередь, реагирует за доли секунд. Система ESP считается даже более полезной, чем подушки безопасности, поскольку последние призваны только уменьшить последствия происшествия, а система стабилизации направлена на их предотвращение.
Кнопка «ESP off»
Для чего все-таки нужна кнопка выключения ЕСП? Чаще всего такая необходимость возникает, когда автомобиль плотно увяз в сугробе. В таком случае, чтобы выбраться, буксовать наоборот полезно, поэтому есть смысл временно деактивировать систему стабилизации. Кроме того, некоторым водителям неудобно ездить с системой курсовой устойчивости. В случае возникновения заноса машины без ESP на переднем приводе необходимо добавить газ и повернуть руль в сторону заноса, это поможет самостоятельно стабилизировать автомобиль. Если же на автомобиле включена ESP, управлять им нужно именно так, как вы желаете, чтобы автомобиль двигался. Это не для всех привычно, поэтому кто-то предпочитает выключать ESP.
Однако, тут стоит понимать, что часто при нажатии кнопки «ESP off» отключается не только ESP, но также и антиблокировочная, и антипробуксовочная прогрограммы, хотя не всегда, это зависит от конкретной модели автомобиля. Кроме того, важно знать, что система стабилизации все равно включится на скорости больше 40 км/ч, но не будет работать на 100%. Нюансы работы данной функции для каждой модели свои, поэтому лучше ознакомиться с ними в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.