КАМАЗ или Камский Автомобильный Завод – это крупнейший советский и российский производитель дизельных грузовых автомобилей и моторов к ним. Ежегодный оборот этой компании за 2019 год составил 190 миллиардов рублей. На данном предприятии трудится свыше 35 000 человек. Основные мощности располагаются в городе Набережные Челны в Татарстане.
КАМАЗ входит в ТОП-20 крупнейших мировых производителей грузовиков. Концерн объединяет более сотни компаний. За все время существования завода на нем было собрано более 2 500 000 машин. Крупнейший пакет акций КАМАЗ принадлежит государству. КАМАЗ – значимое для нашей страны предприятие, поэтому интересно было бы познакомиться с его историей.
Возникновение марки КАМАЗ
В шестидесятые годы прошло века Советское государство остро нуждалось в наращивании численности грузового транспорта, в связи с чем, в 1969 году было принято Постановление о строительстве комплекса автозаводов в Набережных Челнах, специализирующихся на производстве большегрузных автомобилей. Выбору города способствовало близкое расположение двух судоходных рек.
В том же году началось строительство, которое превратилось в знаменитую комсомольскую стройку на многие годы. Комплекс сооружений раскинулся на 150 гектарах земли. Завод был оснащен самым новейшим оборудованием. В оснащении КАМАЗа приняло участие 680 иностранных компаний из 20 государств, и 2 000 советских предприятий из 500 городов.
Параллельно шла застройка Набережных Челнов. На момент строительства в городе проживало менее 30 тысяч человек, а инфраструктура создавалась с расчетом на 350 тысяч человек, что являлось грандиозным соц-экспериментом. Тогда же был возведен аэропорт и Камская ГЭС.
Первые автомобили КАМАЗ
Первой моделью нового завода стал бортовой КАМАЗ-5320, первый серийный экземпляр которого сошел с конвейера в 1976 году. Это трехосный грузовой автомобиль-тягач, который выпускался до начала текущего столетия. Прототип данного автомобиля разрабатывали на Заводе имени Лихачева под внутренним наименованием ЗИЛ-170.
Грузовик КамАЗ-5320 оснащался дизельным 10-литровым V8-мотором отдачей 210 лошадиных сил, показатель крутящего момента которого составлял максимум 636 Нм. Силовой агрегат работал в сочетании с 10-ступенчатой механической трансмиссией. Колесная формула 6х4. КамАЗ-5320 может разогнаться максимум до 100 км/ч, имеет массу 7 тонн и может выдержать еще до 20 тонн груза. Расход топлива составлял 34 литра на 100 километров пробега.
Текущее положение КАМАЗа
Сейчас производственные мощности КАМАЗа составляют 70 000 автомобилей ежегодно. Группа компаний КАМАЗ осуществляет полный технологический цикл постройки грузового транспорта от разработки до продажи и сервисного обслуживания.
КАМАЗ занимается производством широкой линейки грузовой техники. Среди них присутствует свыше 60 моделей грузовиков в полуторатысячах комплектаций, включая грузовики повышенной грузоподъемности и грузовые автомобили экологического класса «Евро-6». Также на КАМАЗе выпускаются прицепы, автобусы, силовые установки и инструмент. Два года назад концерн начал выпускать серийные электрифицированные автобусы.
Группа компаний КАМАЗ имеет собственные сборочные заводы в Азербайджане, Индии, Казахстане и Литве. Готовые автомобили, силовые агрегаты и запчасти КАМАЗа экспортируются в Среднюю и Юго-Восточную Азию, Африку, Ближний Восток, Восточную Европу и Латинскую Америку.
С набережно-челнинским заводом связана гоночная команда КАМАЗ-мастер, которая специализируется на участии в ралли-рейдах. В 2020 году КАМАЗ-мастер 17 раз подряд выиграл ралли Дакар.
КАМАЗ сотрудничает с Мосгортрансом и уже три года подряд заключает с ним контракты на поставку электроавтобусов и быстрых зарядных станций к ним.
Недавно набережно-челнинское предприятие начало сотрудничество с брендом Mercedes. В прошлом году на КАМАЗе стартовало производство кабин обоих фирм.
Желаем концерну КАМАЗ дальнейшего развития и производственных успехов. Это важное для нашей страны предприятие, которое имеет большой вес на мировом автомобильном рынке.