Всплеск моды на паркетники, кроссоверы и внедорожники заставил задуматься о покупке такого авто даже тех водителей, которые очень далеки от преодоления превратностей бездорожья. В крайнем случае, их потребность в вездеходных качествах ограничивается преодолением так называемого «последнего километра» пути до ворот дачи. И далеко не все способны объективно оценить возможности разных классов широкого круга моделей легковых автомобилей, умеющих съезжать с гладкого чистого асфальта. Разберемся с основными отличиями.
Внедорожники
Существуют характерные черты, достаточно четко обозначающие принадлежность машины к этому классу:
- Развитая внедорожная геометрия. Это клиренс, он же дорожный просвет, углы въезда и съезда, определяющие возможность взобраться на самое начало препятствия, угол рампы, который помогает не зацепить грунт при переваливании через переломы профиля.
- Честный полный привод, подключаемый или постоянный. Никаких вязкостных или электромагнитных муфт в трансмиссии, ограничивающих время преодоления тяжелых участков из-за перегрева.
- Рама лестничного типа, дающая возможность гибко реагировать на сложный профиль дороги, избегая диагонального вывешивания. Жёсткие трехмерные рамы и несущие кузова долго вне дорог не живут.
- Надежная, прочная и конструктивно простая подвеска с длинными ходами позволяет постоянно ездить с высокой скоростью по пересеченной местности, а в случае поломок быстро и недорого ремонтироваться.
- Экономичный дизельный двигатель, хорошо тянущий на низких оборотах и обеспечивающий автономность в местности, где ещё не построены заправочные станции.
- Сложная трансмиссия с демультипликатором и блокировками дифференциалов.
К сожалению, машины этого класса выпускаются всё реже. Любители офф-роуда вынуждены своими силами тюнинговать то, что осталось в серии.
И машина должна это позволять, включая установку лебедок, блокировок, экспедиционных багажников и нестандартных колёс.
В качестве примера можно привести УАЗ Хантер, Toyota Land Cruiser 70-й серии, старые версии Land Rover Defender или первый армейский Hummer.
Кроссоверы
В общем случае этим термином обозначаются автомобили, сочетающие свойства разных классов. Но устоявшееся понятие имеет в виду легковой автомобиль повышенной проходимости, имитирующий внедорожник.
Основные приметы:
- достаточно просторный кузов типа «универсал», хотя в последнее время кроссоверами могут быть входящие в моду купе, фастбэки и даже седаны;
- постоянный привод на передние колёса с подключаемыми через вязкостную или фрикционную муфту задними. Встречаются и исключения, где основным приводом выступает задний;
- исполнение машины на платформе семейства обычных легковых машин;
- увеличенный, по сравнению с базовым автомобилем, дорожный просвет;
- простая трансмиссия без понижающего ряда и блокировок.
Популярность кроссоверов вызвана двумя основными факторами – автомобильной модой и несовершенством дорожной сети. Особенно зимой, когда без полного привода, пусть и простейшего, трудно парковаться или посещать загородные дома. Типичные кроссоверы — Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan, Honda CR-V, Hyundai Tucson и подобные.
Паркетники
Эти машины не вынесены в отдельный класс, как принято думать. Паркетники — улучшенные версии существующих моделей. Стремление производителей обеспечить свою продукцию хорошими свойствами управляемости и динамики выразилось в совсем незначительном повышении их внедорожных качеств по сравнению с рядовыми хэтчбеками.
Далеко не всегда используется полный привод, клиренс увеличен лишь на единицы сантиметров, а понятия углов въезда и съезда вообще игнорируются. Такие машины иногда могут не справиться даже с парковкой у высокого бордюра. Собственно, кроме имиджа у них нет ничего общего с внедорожниками. Это просто кросс-версии базовых автомобилей, слегка отлифтованные и снабженные небольшими преимуществами, основное из которых все же повышенный клиренс. Например, Renault Sandero Stepway, Lada Vesta Cross и X-ray.
Как выбрать автомобиль повышенной проходимости
Внедорожник для асфальта — не лучшая идея. Тяжелая, дорогая и неэкономичная машина не сможет тут похвастаться почти ничем, кроме вместимости салона и багажника. Иногда “вездеходы” используются для дальних путешествий в слабо заселенную местность. Но если нужна машина, позволяющая надёжно и постоянно служить там, где нет дорог с твёрдым покрытием, то альтернативы таким машинам нет.
Кроссоверы отлично чувствуют себя в городе. На них проще ездить по разбитым асфальтовым дорогам, парковаться в сугробах, они не подведут, если зима наступит внезапно, и дороги еще не успеют расчистить, как это обычно и бывает. А вместительный кузов подходит для семейного использования.
Паркетники тоже смогут решить подобные задачи, но с меньшей эффективностью. Зато они обладают не такими большими габаритами, а лишние сантиметры дорожного просвета не будут лишними при поездках на дачу. Но о бездорожье на таких машинах лучше не думать.
Подводя итог, нужно сказать, что в выборе автомобиля не последнюю роль играют условия эксплуатации, а в контексте выбора внедорожника, паркетника или кроссовера — особенно. Кроме этого, нужно учитывать стоимость ежегодного обслуживания, цену на запчасти и топливо.
Нива у Вас не вошла ни в одну категорию?
Нива, это отдельный класс. Уникальный можно сказать.