Открытый доступ к силовым агрегатам и другим функциональным компонентам зарубежного производства обеспечил появление на российском автомобильном рынке уникальных машин. Опытные мастера и специализированные компании в период 90-годов прошлого века создали автомобили, которые намного превосходили по техническим параметрам «донорские» серийные модели.
Первая малолитражка ВАЗ-1111 сошла со сборочного конвейера в 1987 году. Низким качеством сборки объясняли сбои в работе электрике, плохую герметичность системы охлаждения. Владельцы отмечали коробление передних тормозных дисков, недостаточную мощность двигателя (), другие характерные проблемы. Однако низкая стоимость с лихвой компенсировала недостатки, поэтому только затруднения с расширением производства не позволили увеличить объем выпуска до расчетных 120 тыс. экземпляров за год.
В следующем перечне представлены параметры Лада 1111 Ока 0.6 MT 11113:
Для улучшения базовых параметров машины владельцы меняли колеса, амортизаторы, ШРУСы, другие функциональные компоненты. Главный недостаток, низкую мощность, устраняли с помощью альтернативных силовых агрегатов. Двигатель от Rover (1.3, 63 л. с.), установленный компанией «Виста», превращал малолитражку с медленной динамикой разгона в стремительную «бешеную табуретку».
Недорогой «донор» подходит для экономной реализации самых смелых конструкторских идей. Из Оки создавали кабриолеты и вездеходы, разнообразные версии с улучшенной отделкой салона и дополнительным оснащением.
Тихоходные седаны ГАЗ-3110 (3102) модифицировали установкой импортных моторов. Компания «Техноволга» меняла штатные двигатели на силовые агрегаты Rover, которые развивали до 135 л. с.
Самые быстрые машины, способные развить скорость до 200 км/ч, выпускала фирма «Техносервис». Для улучшения динамики ставили V-образную «шестерку» Toyota мощностью 190 л. с. в паре с импортной коробкой переключения передач.
В классические УАЗы ставили экономичные дизельные и мощные бензиновые моторы – 91 и 152 л. с. соответственно. Увеличенные силовые способности плохо сочетались с ограниченными нагрузочными способностями трансмиссии, поэтому такие модификации не пользовались высоким спросом.
Прототип «Желтая акула», созданный конструкторами ВАЗа, оснастили мотором Opel – 1.8, 150 л. с. Эту разработку использовала компания «Моторика» для выпуска машин по схеме мелкосерийной сборки.
Уникальными для российского автопрома двухсекционными роторными двигателями (135 л. с.) комплектовали переднеприводные «девятки».
Завод Москвич разработал совместно с английской компанией FFD полноприводную версию модели 2144. Машины выпускали ограниченными партиями в конце 90-х прошлого века под названием Иван Калита.