СВЕТ Hyundai ix55

lancer

Лампочка Ильича
Самые простые из всех существующих ныне приборов автомобильного освещения - это, конечно же, классические лампы накаливания. Сменив на автомобиле в начале прошлого века пропановые фонари, электролампочки "въехали" и в сегодняшний день. Свой нынешний вид их конструкция приобрела около 30-40 лет назад, и с тех пор сохраняется сложившийся стандарт. Прежде всего это неизменная для всех ламп накаливания заполненная инертным газом герметичная стеклянная колба, где располагается вольфрамовая нить.

В автомобильном электрооборудовании широкое распространение получили так называемые "двухконтактные" лампы, где устанавливается не одна, а две нити - одна служит для ближнего, другая для дальнего света. Эти лампы имеют, таким образом, не два, а три электрода, один из которых присоединяется к "массе", а два других выводятся к контактам проводки. Практически во всех современных лампах делают экран - непрозрачное зеркальное напыление на внутренней стороне колбы, которое, в сочетании и взаимодействии с отражателем и рассеивателем фары, смещает пучок света вправо и вниз (европейский стандарт регулировки фар), что уменьшает шансы ослепить встречных водителей.

Пожалуй, единственное достоинство "обычных" ламп - их дешевизна. Отдать 50-100 рублей за лампочку - не проблема, и непритязательному владельцу "классики" ВАЗа или совсем древней иномарки это не может не понравиться. Однако, по современным требованиям к освещению, обычные лампы уже никуда не годятся, поскольку имеют весьма низкую светоотдачу на единицу потребляемой электроэнергии. Большая ее часть тратится не на освещение, а на нагрев светотехнического прибора, отчего со временем уменьшается прозрачность стекла лампы, мутнеют рассеиватель и отражатель фары. Так что сегодня обычные лампы доживают свой век - передовые зарубежные производители ориентируются на новые средства освещения.

Поколение "Г"
Сейчас многие производители как самих автомобилей, так и электрооборудования, говоря о лампах, даже не уточняют, что это лампа галогенная - настолько это стало сегодня само собой разумеющимся. Что и понятно, ибо "галогенка", - это, в сущности, все та же классическая лампа накаливания, а точнее ее усовершенствованная разновидность. При сохранении общей конструкции (колба, нити, экран) наполнение у этой лампы немного другое: вместе с инертным газом в изготовленную из тугоплавкого прочного стекла колбу под давлением вводятся дополнительные химические элементы - галогены (отсюда и название), как правило, пары брома или йода. Такое наполнение позволило, прежде всего, повысить температуру нити накаливания, отчего появилась возможность существенно увеличить светоотдачу - если у обычных ламп она составляет порядка 15 лм/Вт, то для галогенных ее уровень более 25 лм/Вт, что выше на 66%, причем спектр галогенных ламп оказался ближе к спектру дневного света. Последнее позволяет разработчикам без ущерба для яркости создавать путем напыления на стекло колбы специальных составов лампы различных цветовых решений. И таким образом сегодня производятся "галогенки" в самой широкой гамме оттенков света: золотисто-желтые, бело-желтые, белые, бело-голубые, бело-зеленые - на любой вкус. При этом, по сравнению с обычной лампой, у "галогенки" в среднем в 1.5-2.5 раза повысился ресурс, поскольку испаряющийся вольфрам спирали вступает в соединение с галогенами, которое в свою очередь распадается таким образом, что вольфрам частично возвращается на спираль. И наконец, на "галогенках" проявилась и забота об окружающих - лампы для современных фар с пластиковым рассеивателем, через который проходит вредный ультрафиолет. По требованию европейских стандартов они изготавливаются из стекла, не пропускающего это губительное излучение (маркировка "UV-Blоck" или "UV-Stop").

Однако при всей своей неоспоримой прогрессивности "галогенка" вместе с новыми достоинствами получила и новые недостатки, вытекающие из ее "накаливательного" происхождения. Повышение температуры нити вместе с увеличенной светоотдачей привело и к непосредственному увеличению температуры прибора, что отнюдь не полезно для рассеивателя и отражателя фары. Это напрямую ставит галогенную лампу в зависимость от качества изготовления, когда даже небольшая технологическая оплошность, тем более "халтура", сильно влияет на ее надежность. И это при том, что сегодня "галогенки" делает вся Азия, не стесняясь подчас копировать изделия и упаковку известных и проверенных производителей. Имея повышенную яркость, галогеновые лампы требуют правильного напыления "экрана" и фокусировки нитей, иначе даже при ближнем свете встречные водители могут быть ослеплены. Экономят "поддельщики" и на термостойком стекле - колбы таких ламп довольно быстро плавятся и всегда мутнеют.

Пожалуй, единственным надежным местом для замены ламп могут быть сертифицированные сервис-центры и крупные магазины по продаже оригинальных запчастей и комплектующих. Тем же, кому это дороговато, стоит вспомнить все принципы отличий фирменной и поддельной упаковки и ориентироваться на стоимость - цены на более-менее качественные "галогенки" стартуют со 100 рублей. Кстати, шансов купить подделку или откровенную "липу" меньше в желтом спектре оттенков - в погоне за модой на "ксенон" многие "поддельщики" обратились к голубой гамме, когда, дабы придать лампе характерный "ксеноновый" бело-голубой яркий свет, попросту применяют в обычных "галогенках" цветное стекло и спираль повышенной мощности. Забавно, что некоторые изготовители такой продукции иногда даже так прямо и пишут на упаковке: "xenon", пытаясь этим заманить потребителя. Между тем с настоящим "ксеноном" эти лампочки, понятно, не имеют ничего общего, ибо ксеноновый свет - это нечто принципиально иное.

Высший свет
Сейчас на современный автомобиль пришла "ксеноновая лампа" - кардинально новый источник освещения. В ней, в отличие от лампы накаливания, свет образуется совершенно по-иному: его получают не путем разогрева электротоком нити, которая, раскаляясь, начинает светиться, а принципиально иным способом - электрическим разрядом между электродами. Это явление вообще широко применяется в технике. Так, например, "родственниками" ксеноновой являются такие приборы, как всем известная лампа дневного света, сварочный аппарат (у ламп накаливания такая дальняя "родня" - кипятильник). Отсюда и техническое название ксеноновой лампы - газоразрядная, встречается английская аббревиатура "HID" (High Intensity Discharge).
Конструктивно HID-лампа представляет собой герметичную колбу из термостойкого стекла, заполненную под давлением смесью инертных газов, включающих ксенон, где на расстоянии помещаются два электрода, друг с другом никакими нитями не связанные.

К бортовой сети каждая лампа подключается через специальный "запальный" блок - контроллер, поскольку, чтобы инициировать между электродами электрический разряд, испускающий свет, необходимы "стартовые" импульсы высокого (до 25 000 В) напряжения, и, соответственно, устройство, способное генерировать эти импульсы, а затем поддерживать "горение" разряда. Поскольку HID-лампа может иметь только один разрядный промежуток, то для разделения потока на "ближний" и "дальний" свет в современных системах, получивших название "биксеноновых", каждая фара снабжается также специальным подвижным экраном с шаговым сервоприводом. Он, занимая определенное положение, управляет формой светового потока. Либо подвижной делается сама лампа, поочередно занимающая фокус ближнего или дальнего света внутри отражателя.

Начатый в конце ХХ века переход всех ведущих автопроизводителей на ксеноновые фары, пожалуй, можно сравнить с переходом в начале ХХ века от пропановых и масляных фонарей к электрическим. Новый метод получения света дал возможность сделать фары гораздо более яркими и вместе с тем снизить энергопотребление: светоотдача газоразрядной лампы составляет порядка 90 лм/Вт против 25 лм/Вт у галогеновой лампы накаливания при потребляемой мощности в 35 Вт против 55 Вт у "галогенки". Отсутствие у "ксенонок" перегорающих спиралей приводит к значительнейшему росту срока их службы, составляющему около 4000 часов, что в среднем в 10 раз больше срока службы галогеновой лампы.

Главным недостатком "ксенонового света" считается сложность его устройства и высокая цена как самих ламп, составляющая около 60-80 у.е. за штуку, так и всего оборудования - в среднем 700-900 у.е. за комплект с установкой. Вообще, принцип "чем проще - тем лучше" более приложим к механизмам, нежели к электронике, все прогрессивное развитие которой в в целом идет по пути усложнения ее устройств и алгоритмов работы. Это, как правило, способствует повышению ее надежности при условии точного соблюдения технологии изготовления. В отличие от галогеновых ламп накаливания, которые можно выбрать и поставить самому, сложный "ксеноновый" свет "с нуля" необходимо ставить в сервис-центре или на станции специализированной фирмы, поскольку для "ксенона", как для особо яркого и способного сильно слепить встречных, нужна тщательная регулировка фар, которую сразу на СТО и сделают. Что же касается цены, то, разумеется, когда весь автомобиль стоит $2000, в оснащении его "ксеноном" не будет смысла. Но если стоимость машины составляет более $10000, то уже вполне приемлемо и логично модернизировать свой автомобиль путем установки ксенонового блока.

Бурый
10.10.10  | 
10.10.10 | 

галоген поздно или рано отпадёт как класс-точно так же как и карбюраторные движки.

на смену ксенону идёт уже светодиодный свет с ресурсом-8000-10000 часов.при этом более высокий КПД.единственный недостаток светодиода -угол.то есть его строгая направленость-что в данном случае является именно минусом.но постепенно идут доработки и в этой области...



ПОИСК ПО САЙТУ


Наши автомобильные эксперты отвечают на все ваши вопросы. Зарегистрируйтесь и задайте вопрос.

Справочник такси поможет вызвать такси в вашем городе максимально дешево и быстро:


МЫ В СОЦ.СЕТЯХ
zen
pulse
telegram
vk

2007—2022. Сетевое издание «Автопипл». Возрастные ограничения: 16+
Почта редакции hkdkest@mail.ru
Телефон +7(499)490-76-06