Компания ‘ИжАвто’ подала иск о банкротстве. Отечественному автомобильному предприятию не удалось реструктуризировать долги, сумма которых превысила 11 млрд. рублей. Компания не смогла найти оборотные средства, чтобы запустить остановленный с мая конвейер. Таким образом, менеджерам предприятия просто не оставалось выбора – нужно было инициировать процедуру банкротства. По оценке экспертов, ситуация крайне неприятная для компании, но и тупиковой ее назвать никак нельзя. Предприятие само по себе весьма перспективное, поэтому, считают эксперты, в ходе банкротства его проблемы будут, скорее всего, улажены.
Официальный сайт Арбитражного суда Удмуртии сообщает, что иск о банкротстве ‘ИжАвто’, поданный самим предприятием, зарегистрирован 6 августа, однако к производству он пока не принят. На самом предприятии от комментариев отказались.
На данный момент общая сумма долга ‘ИжАвто’ составляет 11,3 млрд. руб., 8 млрд. из них — краткосрочные задолжности. По состоянию на 1 апреля 3.2 млрд. рублей из этой суммы были просрочены. Главным кредитором предприятия является Сбербанк, ему завод должен 7.74 млрд. руб. Средства взяты под залог контрольного пакета акций компании.
Однако, несмотря на все это, последней каплей в решении о банкротстве стало недавний отказ суда в удовлетворении апелляции ‘ИжАвто’ по спору о взыскании с компании 201.4 млн. руб. по долгу в пользу Оргрэсбанка. 4 июня суд обязал компанию выплатить 196 млн. рублей долга по облигациям и 484.1 тыс. рублей — по купонному доходу. Также 4.91 млн. рублей требуется выплатить в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами. Ситуацию усугубляет еще тот факт, что уже 26 августа компания должна была выполнить оферту по облигациям на 1.2 млрд. рублей.
Финансовые проблемы отечественного автомобильного предприятия начались еще в декабре прошлого года. Тогда началась девальвация рубля и машкомплекты Kia резко подорожали — минимум на 40%. Масло в огонь подливал и дефолт по облигациям на общую сумму около 2 млрд. руб. Предприятие возлагало большие надежды на покупку части компании АвтоВАЗом, однако в Тольятти отказались от своих планов. В результате ижевский автозавод остановил конвейер.
На предприятии ‘ИжАвто’ выпускались автомобили Kia Spectra, Rio и Sorento, а также ‘классика’ – ‘2104’ и фургоны на базе автомобилей ‘Иж’.
Затем показался свет в тоннеле, но, как выяснилось, он был лишь временным. В апреле ‘ИжАвто’ договорились с Kia о снижении цен на машкомплекты. Затем поступили заявления о том, что в июле конвейер вновь запустят, затем запуск производства отложили до августа, и сейчас оно до сих пор стоит. Компания уволила порядка 2.4 тысяч человек – то есть почти половину штата. Чтобы запустить производство требовались оборотные средства в размере 500 млн. руб. Однако даже эту сравнительно небольшую сумму в ‘ИжАвто’ найти никак не могли.
Аналитики отмечают, что банкротство для ‘ИжАвто’ вовсе не будет означать распродажу всего имущества и ликвидацию предприятия. На заводе наверняка будет назначено внешнее управление, которое будет решать проблему реструктуризации долгов. Ясно одно: без помощи государства тут явно не обойтись.