Ни для кого не секрет, что совсем недавно компания “АвтоВАЗ” продала 25% своих акций гиганту Renault-Nissan. Эти события двухнедельной давности, безусловно, вызвали волну комментариев и обсуждений. Вслед за этим кардинальным нововведением в отечественный автопром последует еще одно событие, которое по праву может называться “революционным”…
К руководству отечественным производством приступит не кто иной, как Карлос Гон – руководитель концерна Renault-Nissan. Совершенно очевидно, что в связи с такими изменениями в “АвтоВАЗе” должно произойти что-то масштабное, масштабное настолько, что не исключен вариант глобальной реструктуризации всего производства, а это значит, что большинство сотрудников потеряют свои рабочие места.
Об этом можно смело судить, заглянув в историю развития Renault и Nissan, и немного углубившись в политику управления Карлоса Гона, великого мирового менеджера.
История Карлоса Гона
Карлос Гон – родился в 1954 году в Бразилии, по национальности – ливанец.
Его по праву называют самым жестоким, самым талантливым и кровавым менеджером современности. Он разрушил и сломал судьбы тысяч людей, он вознес до величайших высот компании, находившиеся на грани краха, на него молятся акционеры и ненавидят профсоюзы, он – человек-легенда. Карлос Гон вошел в рейтинг лучших менеджеров мира после того, как спас от банкротства крупнейшие компании Renault и Nissan.
История становления репутации Карлоса Гона как лучшего менеджера десятилетия уходит в середину 90-х, когда ему выпала честь заняться разоряющейся на тот момент компанией Renault. В 1996 году французский концерн нес колоссальные убытки и находился на грани банкротства. Только за период 1996 года компания потеряла более двух миллиардов франков. Средств на создание новых моделей не было, популярность марки резко падала — уже никто не хотел приобретать французские автомобили Renault, даже сами французы. Положение было чрезвычайно тревожное, более того, следует отметить, что в тот период 40% компании принадлежало государству, которое, в свою очередь, крайне настороженно относилось ко всяческим нововведениям, тем более масштабным, а сокращение персонала и пересмотр структуры производства были крайне нежелательны.
Общая картина уж очень напоминает положение с “АвтоВАЗом”
Как поступил с Renault великий “реформатор”?
Оценив ситуацию на производстве и в целом положение обанкротившейся компании, Гон решительно взялся поднимать ее на ноги. Начал он с того, что закрыл завод Renault в Бельгии и значительно сократил колличество рабочих мест на заводе во Франции (чего так не хотело государство). Это повлекло за собой настоящую волну протеста, для уволенных рабочих господин Гон стал “кровным врагом на всю жизнь”. Но несмотря на “кровавые” методы управления персоналом и предприятием результат был очевиден и ощутим – компания начала возрождаться и расти. Уже год спустя, после вступления в должность главного управляющего французским концерном, Карлоса Гона, предприятие перестало быть убыточным. 1997 год стал эпическим для компании Renault – благодаря непосильному труду Гона, компания вновь пошла в гору, преодолев отметку нерентабельности.
Господин Карлос Гон не был намерен останавливаться на достигнутом, и двигаясь намеченным курсом, уже к концу 90-х сделал предприятие настолько мощным и перспективным, что Renault могло смело вступать в альянс с Nissan.
С Renault справились, теперь на очереди Nissan
Так же, как и Renault, Nissan в конце 90-х переживал настоящий кризис: убытки росли как на дрожжах, постоянно сокращая долю рынка компании. Терпя крах, акционеры Nissan решились призвать на помощь Карлоса Гона, который уже продемонстрировал свои способности в менеджменте.
Первым шагом к возрождению японской компании было объединение в альянс двух автопроизводителей: уже уверенного Renault и “хромающего” Nissan. Объединившиеся компании обменялись пакетами акций и в 1999 году Карлос Гон стал главой Nissan.
Обладающий репутацией «лучшего антикризисного управляющего быстрого реагирования», господин Гон так же решительно бросил все силы на спасение утопающего “Ниссана”, как когда-то спасал Renault. Целью гениального управленца было поставить на ноги японскую компанию уже через год. Учитывая прежние заслуги и редкий талант Гона, в него тем не менее никто не верил. В такие заявления поверить было невозможно, ведь Nissan находился действительно в упадническом состоянии, но жесткие и непоколебимые меры Карлоса Гона, которые буквально не имеют границ, доказали совершенно обратное. Все невозможное возможно!
Гон начал с того, что закрыл сразу пять заводов в Японии и уволил более 14% персонала компании Nissan. Более того, среди уволенных были не только рабочие, но и менеджеры разных звеньев. Своих рабочих мест лишилось около 50% управленцев компании. Бурная волна митингов и протестов прошла по Японии, Гона просто ненавидили за его жестокие и резкие решения, ведь для восточной страны это просто недопустимо. Здесь другие законы и понятия, нежели во Франции: японцы относятся к своей работе как к способу реализации себя, и потеря должности – одно из самых низких оскорблений для японского специалиста. Ходили слухи, что политика Гона в Японии стоила даже жизней некоторым сотрудникам — кто-то просто не выдерживал и кончал с собой. Но, тем не менее, Гон не останавливался и продолжал поэтапно осуществлять свои управленческие решения. Он продал немало предприятий Nissan по производству комплектующих и сократил большую часть отделов и департаментов, в корне поменяв политику компании. “Ливанский гений” официально признал большую часть автомобилей Nissan непригодными для использования и снял их с производства. Меры были настолько жестокими, что нанесли несокрушимый удар по устоявшейся годами японской системе управления.
Цель оправдывает средства
От политики управления Гона пострадало множество людей, но конечная цель была достигнута и уже в скором времени Nissan вылезли из убытков. Производственная мощность выросла практически на 30% — с 53% до 82%, а стоимость закупки комплектующих снизилась на 20%. Более того, в Nissan начали активно использовать разработки компании Renault, укрепив тем самым взаимодействие альянса.
Сколько стоит “возрождение” по-Гонски?
Карлос Гон входит в список самых высокооплачиваемых менеджеров мира. Оно и верно, ведь труд стоит денег, но вот каких? Достоверно известно, что за 2006 год господин Гон заработал $45,5 млн., в 2007 году его “зарплата”, конечно же, возрастет.
Что ожидает «АвтоВАЗ»?
Самым актуальным и главным вопросом сейчас является то, к каким действиям прибегнет талантливый ливанский управленец в России? Будут ли они такими же жестокими, как и раньше? В случае, если Гон выберет такое же направление политики, что и в Японии, то работникам “АвтоВАЗа” в Тольятти будет ой как не сладко, ведь по некоторым оценкам, на “АвтоВАЗе” можно уволить порядка 50% персонала, причем без особого труда. Излюбленный метод Гона здесь будет более легок в применении, нежели в прошлых случаях. Однако, подобные меры, конечно же, вызовут очередную волну протеста населения, но господину Гону не привыкать, он навидался всякого.
Совершенно очевидной стала необходимость применения методов Карлоса Гона в “ВАЗе”. Только такие крайние меры позволят выйти заводу на более высокий и современный уровень производства и сделать его максимально эффективным.