Как мы определяем, какой автомобиль дружелюбен, а какой скорее агрессивен? Отчего зависит наше восприятие его характера? Группа исследователей, в числе которых этологи и антропологи, задались целью выяснить хоть какие-то закономерности. Для этого ученые внимательно вглядывались в «лица» самых разных машин.
Человек, будучи существом социальным, много времени уделяет поведению других особей, главным образом реагируя на лицо – его черты и мимику. В ходе эволюции мы выработали специальные механизмы, которые позволяют бросив мимолетный взгляд на собеседника, оценить не только его возраст и пол, но и психологическое состояние, а также делать выводы о его характере.
Эта потребность ежесекундно сканировать лица и приписывать ему какие-то оценки со временем настолько вошла в привычку, что мы распространили эту нашу способность и на другие предметы, которые, казалось бы, не имеют лица в традиционном понимании – растения, камни, облака. Решив проверить эту гипотезу, ученые-антропологи из Венского университета решили на примере автомобиля исследовать, насколько далеко может доходить подобная «сверхитерпертация» и что лежит в ее основе.
С этой целью 20 мужчин и 20 женщин в возрасте между 19 и 33 годами рассматривали на экране компьютера бамперы, радиаторные решетки и переднюю оптику (то, что составляет портрет автомобиля) 38 различных современных моделей.
Увиденные модели нужно было охарактеризовать по 19 человеческим критериям: мужской или женский пол, враждебный или дружелюбный и т.д. Для всех автомобилей определялось среднее значение каждого параметра. Полученные результаты группа ученых во главе с Соней Виндхагер и Карлом Граммером помещала в двухмерную систему координат с осями «мощь» и «дружелюбие».
Чтобы как можно точнее сопоставить оценки участников эксперимента с «анатомическими особенностями» передней части автомобилей, ученые использовали метод геометрической морфометрии: на фотографиях расставлялись опорные метки, которые затем с помощью компьютера переводились в цифровой формат, после чего отдельные наборы меток накладывались друг на друга. В результате получался отдельный эталонный автомобиль для характеристик «мощь» и «дружелюбие».
В ходе эксперимента выяснилось, что у 70% испытуемых картинки ассоциировались с человеческими лицами. Как вы думаете, какой автомобиль оказался самым недружелюбным и одновременно продвинулся дальше всех по оси мощи?
Конечно же, BMW — 5 и 6 серии, ставший своего рода выражением мускулинности и силы. Впрочем, наименее дружелюбной машиной безотносительно мощи стал Citroen C4. Но что удивительнее всего, Mercedes E-класса, по коллективному мнению испытуемых, оказался не только самым дружелюбным среди мощных автомобилей, но и просто — самым дружелюбным. В очередной раз штутгардский производитель убедил всех в том, что по праву считается эталоном гармонии, «золотой серединой». Ну а меньше всех с мощью, согласно результатам исследования, ассоциируется невзрачный «малыш» Nissan Micra.
Что до популярнеших в России моделей Ford Focus, Honda Civic, Opel Astra, то они расположились где-то по середине. Причем если Honda скорее агрессивна, Opel более общителен и открыт, то главный бестселлер Ford Focus, судя по полученным данным, откровенно никакой — в полученном графике он оказался практически на пересечении осей. То есть — с точки зрения испытуемых Фокус — автомобиль, лишенный каких бы то ни было выраженных черт и качеств. Никакой.
Австрийские ученые не останавливаются на достигнутом. Чтобы подтвердить, насколько результаты исследования универсальны и общекультурны и не повлиял ли на них имидж автомобильных марок, уже в ближайшее время они планируют провести повторный эксперимент — на этот раз среди жителей Эфиопии, которые никогда не встречали ни «подопытных» автомобилей, ни их рекламы.
Полученная информация поистине бесценна для автодизайнеров. «Если Toyota Prius воспринимается как самая «приятная» среди дружелюбных машин, значит, конструкторы отлично потрудились, передав через дизайн экологическую сущность», — уверен Трулс Тортенсен, сотрудник консалтинговой фирмы EFS.
По материалам журнала GEO.