Декабрь – время подведения итогов года. Не стали исключением и производители иностранных автомобилей, оценивающие свои успехи и промахи на территории Российской Федерации. Канун зимы – традиционно «жаркая» пора и для автодилеров, ведь не секрет, что потребители не склонны покупать автомобили в конце года — через какие-то месяц-два машина будет старше на год по техпаспорту.
На какие только ухищрения не идут дилеры, торопясь распродать машины прошлого модельного года! К новеньким иномаркам предлагают комплекты зимних шин, диски, продленные гарантии, бесплатную установку ксенона или подогрева сидений. Покупателям такие маркетинговые решения очень нравятся, и они охотно тратят на новые автомобили новогодние бонусы и сбережения. По данным Комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса, в этом ноябре спрос на авторынке подскочил на рекордную величину — 3%.
За 11 месяцев 2007 года россияне приобрели более полутора миллионов новеньких иномарок, что на 63% больше, чем за аналогичный период прошлого года, причем, что особенно приятно, самые востребованные автомобили собираются на территории России.
Хоть производство Ford во Всеволжске подверглось изрядным испытаниям во время многочисленных забастовок, Ford Focus по-прежнему лидирует в таблице самых популярных иномарок 2007 года – 87,6 тыс. автомобилей. Тем не менее, последствия забастовки не остались не замеченными, спрос на модель упал на целых 5%. Этим, как и следовало ожидать, быстро воспользовались конкуренты – Daewoo и Renault. Француз Logan укрепил свои позиции на второй строчке списка, а спрос на Daewoo Nexia и Matiz вырос на 3%, четвертую строчку занимает Hyundai Accent.
По итогам этого года самыми продаваемыми иностранными моделями остаются так называемые «бюджетные автомобили», которые предлагает большинство марок. В частности, разработанный корейским филиалом General Motors, – Daewoo, переименованный в Chevrolet. Стабильным спросом при этом пользуются Chevrolet Niva и Lacetti, занявшие 6ую и 8ую позицию соответственно. Некоторые автомобильные марки значительно опередили общий прирост рынка. К примеру, Fiat увеличил свои продажи в России в 10 раз, люксовая Infinity – в 5 раз. Однако, в абсолютных цифрах эти достижения весьма незначительны: 13,5 тыс. у Fiat и 5 тыс. автомобилей у Infiniti за год.
Тем не менее, 2007 год был успешным не для всех производителей, некоторые не смогли достигнуть показателей прошлого года.
Французский Citroen потерял 6% рынка. Быстрее всего, основная причина в том, что брэнд в течение всего года не радовал нас массовыми новинками и успешными моделями. К тому же, ни один автомобиль этой марки не попал в список 25 самых популярных моделей. Еще больший спад показал Крайслер – минус 15%. Снизились и успехи японцев. Прежнюю популярность себе не смогли вернуть Mitsubishi Lancer и Nissan Almera.
Ориентируясь на результаты 2007 года специалисты предсказывают, что удельный вес новых иномарок на российском рынке в количественном выражении скоро приблизится к 70%, а в денежном – к 84%. При этом доля российского автопрома в количественном выражении сократится до 30%, а тратить на них будут лишь 16% финансов.
По оценкам экспертов, начиная с середины года, на рынке возникло постепенное замедление темпов роста, и к концу года стагнация усилилась. Даже несмотря на предновогодние акции, динамика рынка говорит о том, что погода в России меняется в сторону «похолодания». Постепенное насыщение рынка новых иномарок в скором будущем весьма обострит конкуренцию между производителями. Придется приложить не мало усилий, чтобы сохранить высокие темпы роста и в 2008 году. По оценкам НАПИ дальнейший рост рынка в 2008 году составит порядка 30-35%, а к 2010 году темпы прироста снизятся до 25%.
Самые популярные автомобильные марки 2007 года.
Рейтинг автопроизводителей за 11 месяцев 2007 года.