Поправки к закону о защите прав потребителей (№ 234-ФЗ от 25 октября 2007 года “О внесении изменений в закон РФ “О защите прав потребителей”) вступят в силу 11 декабря. Новый закон усиливает ответственность продавца и дает потребителю больше инструментов для воздействия на недобросовестного дилера. Согласно новым нормам, покупатель вправе вернуть высокотехнологичный товар продавцу в течение 15 суток после приобретения либо потребовать вернуть ему деньги в случае, если в товаре обнаружились не только явные дефекты, но и, по мнению покупателя, те или иные недостатки. Кроме того, автомобиль можно будет вернуть или обменять, если в течение года машина находилась в автосервисах суммарно более 30 суток.
При этом срок гарантийного ремонта не может превышать 45 суток; если это правило нарушается, автовладелец имеет право получить компенсацию. В случае спора организация, предприниматель или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет и определить, насколько заявленные характеристики покупки соответствуют действительности. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и, в случае несогласия с результатами, оспорить заключение в судебном порядке.
Принятие закона было встречено с воодушевлением. Несмотря на действующий закон “О защите прав потребителей”, сегодня покупатель остается практически бесправным: мало того что в новых автомобилях периодически обнаруживаются дефекты (коррозия кузова, отказ электроники и пр.), самая больная тема – гарантийное обслуживание и ожидание автомобиля из ремонта. Автовладельцев “динамят” по полной: не дают точные результаты диагностики, не сообщают о сроках ремонта и кормят обещаниями.
Главной проблемой остается доказать дилеру, что неисправный автомобиль – действительно неисправен. Согласно действующему закону, вернуть машину либо забрать деньги возможно лишь при доказательстве наличия в машине “существенных недостатков” – грубо говоря, если машина совсем уж разваливается и не едет. Доказать дилеру, что обнаруженный недостаток действительно “существенный”, сложно, а экспертиза, как правило, поддерживает продавца. В новой версии закона понятие “существенные” убрали, так же как и необходимость проведения экспертизы. Это означает, что покупатель вправе вернуть автомобиль при наличии фактически любого недостатка (дефекта).
Звучит нахально, но совсем не означает, что недовольные покупатели строем пойдут сдавать машины. Прийти и вернуть машину лишь потому, что она не подошла “по размеру”, нельзя. Определение недостатка прописано в преамбуле закона: недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или при отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям. Кроме того, считают дилеры, учитывая сохраняющийся дефицит на машины, вряд ли кто-то будет стремиться избавиться от долгожданной покупки – и для покупателя, и для дилера проще по гарантии заменить бракованную деталь.
Сейчас большинство дилеров занимается штудированием юридических справочников, а некоторые уже окрестили новый закон вредительским. Сложно представить ситуацию, чтобы дилер добровольно обменял дефектный автомобиль на новый либо безропотно вернул покупателю всю сумму. Во-первых, автомобиль после постановки на учет в ГАИ сразу дешевеет на 10-20%, а значит, дилер при обмене несет убытки, во-вторых, это морально очень неприятно.
Впрочем, особенной паники не наблюдается. Продавцы не уверены, что покупатели готовы пользоваться своими правами, хотя прогнозируют отдельные случаи покупательского экстремизма, возможно, чуть в большем объеме, чем обычно. Ведь и сегодня закон предоставляет покупателю некоторые права, но мало кто идет на отстаивание своих интересов. В большинстве своем люди юридически не подкованы, ведут себя пассивно и предпочитают перетерпеть неприятности. “Проведение судебных процессов, как правило, связано совсем с жуткими историями, – отмечает заместитель генерального директора группы компаний “Гема Моторс” Елена Барташевич. – Дилеры премиум-класса всегда стремятся решить вопрос миром”.
Те, кому не повезло уладить вопрос миром, скорее всего, обречены на незавидное положение истца. “Де-факто закон о защите прав потребителей не работает, – рассказывает бизнесмен Сергей Митрюшкин, который уже почти восемь лет не может добиться замены своей бракованной Volvo. – Эти компании, которые пришли на российский рынок, совершенно не уважают российские законы. Суды затягиваются на максимальный срок. Даже при наличии судебного решения в вашу пользу в нашем государстве невозможно добиться его исполнения в отношении таких крупных компаний”. Поясним, что Сергей имеет на руках решение суда о замене автомобиля, но завод Volvo производить замену отказывается. В это время российские судебные приставы безуспешно пытаются подкараулить и поймать главных виновников: Фредерика Арпа (директора шведского завода Volvo) и Дэйвида Томаса (директора “Вольво Кар Россия”). Примерно таким исходом и заканчиваются все судебные дела против автопродавцов.
Закон в пользу потребителей – дело нужное, считают продавцы, но осторожно дают понять, что на первых порах он не будет нормально работать, и потребуется время, чтобы подстроиться под новые требования, особенно касательно сроков гарантийного ремонта. “Скорее всего, понадобится время для отладки технологических цепочек “дилер-импортер-производитель”, – комментирует Е. Барташевич. – Мы произведем ремонт вовремя. Но поставки от нас не зависят: запчасти у нас либо есть, либо нет”.
Представители потребительского сообщества считают, что такими отговорками можно пользоваться бесконечно. “Значит, пусть импортеры организуют логистические цепочки, пусть импортеры задумываются об этом, потому что бешеными темпами налаживаются поставки автомобилей, а гарантий никаких”, – говорит вице-президент и руководитель юрслужбы Общества потребителей автотехники России, член совета Союза потребителей России Антон Недзвецкий.
Скорее всего, введение нового закона не скажется на взаимоотношениях дилеров с покупателями, пока покупатели сами не начнут активно воздействовать на продавцов и отстаивать свои интересы.
Разработчики закона считают: если закон не подействует на дилера при переговорах, то во всяком случае окажется полезным в суде. Думается, дилер, может быть, и не пойдет на возвращение денег, но тот, кто пойдет до суда, имеет больше шансов добиться справедливости